Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Что такое JS? JS: Настройка окружения

Что вообще такое язык программирования?

Языком программирования называют правила, по которым записывается исходный код. В отличие от естественных языков, эти правила достаточно строги. Любая мельчайшая ошибка — и код не запустится, или запустится, но не заработает как ожидается. Например, в JavaScript нельзя написать const name;. Эти правила существуют не только в книгах и головах разработчиков, пишущих программы на этом языке. Они четко описаны в спецификации — документе, который диктует правила по которым должен работать язык.

Синтаксически корректный код это только половина дела. Он не может запускаться напрямую компьютером, так как это всего лишь текст. Компьютер умеет исполнять лишь машинный код (нули и единички). Для превращения исходного кода в машинный код существуют два подхода. Компиляция – процесс создания программы, готовой к прямому запуску. Большинство программ, с которыми мы имеем дело как пользователи, кем-то скомпилированы. Например, в Windows скомпилированные программы имеют расширение exe. Другой подход – интерпретация. При интерпретации превращение исходного кода в машинный происходит не до запуска программы, а прямо в процессе ее обработки. Именно поэтому сам подход называется интерпретацией.

JavaScript относится к интерпретируемым языкам. Для его запуска нужна специальная программа – интерпретатор. Например, когда JavaScript код выполняется на сервере, интерпретатором чаще всего выступает Node.js, когда на фронтенде — сам браузер. В других местах, таких как встраиваемые устройства или автомобили, могут быть свои собственные интерпретаторы.

В реальности все чуть сложнее. Непосредственно интерпретацию выполняет "движок", который встроен и в Node.js, и в браузеры.

// node запускает интерпретатор, который берет исходный код index.js,
// анализирует его (это называется парсинг),
// а затем построчно исполняет
node index.js

Глобально существует два больших класса языков – интерпретируемые и компилируемые. У каждой из этих групп есть свои плюсы и минусы, о которых можно почитать в разных статьях. Здесь же мы сосредоточимся на особенностях конкретно JavaScript.

Исторически JavaScript разрабатывался под самый популярный на тот момент браузер. Новый язык позволял добавлять интерактивность на страницы, хотя изначально все сводилось к снежинкам и разным визуальным эффектам. Со временем разработчики распробовали этот язык и стали активнее строить логику с его участием. Одним из самых известных поворотных моментов стало появление сервиса Gmail, который на полную катушку использовал AJAX (выполнение HTTP-запросов к серверу). JavaScript начинал играть все большую роль в создании сайтов, и уже все браузеры озадачивались его поддержкой. Для этого практически каждый крупный производитель браузера создавал свой собственный интерпретатор.

Дальнейшее развитие технологии вывело JavaScript за пределы браузера. Сначала появилась серверная реализация Node.js, затем он стал использоваться даже во встраиваемых системах. Сейчас даже утюги можно программировать с помощью JavaScript.

ECMAScript

Обилие разных интерпретаторов, с одной стороны, позволило JavaScript выйти далеко за пределы одного браузера, с другой, привело к проблемам совместимости. Один и тот же код мог вести себя по разному в разных местах. Для решения этой проблемы был создан стандарт ECMAScript. Это большой и серьезный документ, описывающий устройство языка и поведение во всех возможных ситуациях. Он полезен не только для разработчиков языка, но и для обычных программистов. Когда что-то непонятно в поведении JavaScript, то ответ всегда можно найти в ECMAScript.

ECMAScript не стоит на месте и постоянно развивается. Каждый новый стандарт описывает какие-то дополнительные возможности языка. Одни добавляют новый синтаксис, другие дополняют стандартную библиотеку новыми встроенными функциями. Стандарты по большей части обратно совместимы: то есть код, написанный под стандарт es3, запустится на большинстве интерпретаторов. К сожалению, это не всегда происходит без ошибок. Поведение кода со временем меняется, причем обычно в сторону более строгого поведения.

Важно понимать, что наличие какой-то возможности в стандарте не гарантирует ее наличия во всех интерпретаторах. Это связано с тем, что спецификация и интерпретаторы живут отдельной жизнью. После обновления спецификации подтягиваются интерпретаторы — этот процесс занимает время. Нередко бывает и наоборот. Новая возможность сначала появляется в одном из интерпретаторов, а затем, набрав популярность, попадает в стандарт. Если запустить код, написанный под новый стандарт, на давно не обновлявшемся интерпретаторе, скорее всего он упадет с синтаксической ошибкой.

Существуют сайты (раз и два), которые показывают наличие тех или иных возможностей в разных интерпретаторах. Разработчики пользуются ими, когда хотят узнать, насколько безопасно использовать новые возможности языка в их проектах.


Самостоятельная работа

  1. Создайте на гитхабе репозиторий с именем hexlet-js и README
  2. Склонируйте его в домашнюю директорию на своём компьютере
  3. Добавьте в README.md текст "Мой первый проект на Хекслете"
  4. Добавьте все изменения на гитхаб

Дополнительные материалы

  1. ECMAScript Specification (ecma-262)
  2. V8 (интерпретатор)

Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Для полного доступа к курсу нужен базовый план

Базовый план откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, проектам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
900
упражнений
2000+
часов теории
3200
тестов

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 130 курсов, 2000+ часов теории
  • 900 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Даю согласие на обработку персональных данных, соглашаюсь с «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Фронтенд-разработчик
Профессия
Разработка фронтенд-компонентов веб-приложений
7 июля 10 месяцев
Иконка программы Node.js-разработчик
Профессия
Разработка бэкенд-компонентов веб-приложений
7 июля 10 месяцев
Иконка программы Верстальщик
Профессия
Вёрстка с использованием последних стандартов CSS
в любое время 5 месяцев
Иконка программы Fullstack-разработчик
Профессия
Новый
Разработка фронтенд и бэкенд компонентов веб-приложений
7 июля 16 месяцев

Используйте Хекслет по максимуму!

  • Задавайте вопросы по уроку
  • Проверяйте знания в квизах
  • Проходите практику прямо в браузере
  • Отслеживайте свой прогресс

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Даю согласие на обработку персональных данных, соглашаюсь с «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Register to get access to 15+ free programming courses with interactive exercises

What is JavaScript? JS: Setting up environment

What is a programming language?

A programming language is the set of rules that defines the way in which source code is written. Unlike natural languages, these rules are quite strict. Any smallest mistake can cause the code not to run, or cause it to run and but somehow not work as expected. For example, you cannot write const name; in JavaScript. These rules don't just exist in literature and in the minds of the developers who write programs in this language. They are clearly stated in the specification, the document describing how the language is supposed to work.

Syntactically correct code is only half the battle. It can't be run directly by a computer as it's just text. A computer can only execute machine code (ones and zeros). There are two methods of converting source code into machine code. Compilation is the process of creating a ready-to-run program. Most of the programs we deal with as users were compiled by someone. For example, Windows uses the exe extension for compiled programs. Another method is interpretation. With interpretation, the source code is converted into machine code not before the program is run, but rather while it's being processed. This is why it is called interpretation.

JavaScript is an interpreted language, which means you need a program to run it: an interpreter. For example, the interpreter for JavaScript code running on a server is most often Node.js, and the interpreter for front-end JavaScript code is the browser. Other machines, such as embedded devices or cars, may have their own interpreters.

The reality, however, is a bit more complicated than that: the interpretation is done by an engine embedded in both Node.js and browsers.

// node runs an interpreter which takes the source code index.js,
// parses it,
// then executes the code line by line
node index.js

All programming languages are broadly classified into interpreted or compiled languages. Each has its own pros and cons, described in various articles. Here, however, we're focusing on JavaScript.

JavaScript was originally designed for the most popular browser of the time. The new language provided a way to add interactive features to web pages, even though it was at first limited to snowflakes and some visual effects. As time passed, developers got used to this language and increased their efforts to build logic involving JavaScript. One of the most famous turning points was the emergence of Gmail, which made the most of Ajax (making HTTP requests to the server). JavaScript played an ever-increasing role in the creation of websites, and all browsers were having to think about how to support it. For this purpose, almost every major browser manufacturer created its own interpreter.

As the technology world has evolved, JavaScript has expanded beyond the browser. First came the server-side implementation of Node.js, followed by its use in embedded systems. Even your fridge can be programmed with JavaScript now.

ECMAScript

On the one hand, the abundance of different interpreters allowed JavaScript to reach far beyond a single browser, but on the other hand, it led to compatibility problems. The same code could behave differently in different places. As a solution, the ECMAScript standard was created. This is a large document describing the structure of the language and its behavior in all possible situations. It is useful both for language developers and ordinary programmers. If there's something you don't understand about the behavior of JavaScript, you can always find the answer in ECMAScript.

ECMAScript is constantly evolving. Each new standard describes more features of the language: some add new syntax, others add new built-in features to the standard library. For the most part, standards are backward compatible, i.e., code written according to ES3 will be executed by most interpreters. Unfortunately, it sometimes goes wrong. The code changes its behavior over time, usually towards having stricter rules.

It's important to understand the fact that having a feature in the standard does not automatically make it available in all interpreters. This is because the specification and interpreters are somewhat divorced from one another. Updates to the specification are usually followed on by interpreters, but it takes time. The reverse may be true as well: a new feature first appears in one of the interpreters and then, as it becomes popular, it enters the standard. If you run code written under a new standard on an interpreter that has not been updated for a long time, it will most likely crash upon encountering a syntax error.

There are sites (here and here) that show the availability of various features in different interpreters. Developers use them to find out whether it is safe to use new language features in their projects.


Do it yourself

  1. Create a GitHub repository named hexlet-js and README
  2. Clone the repository into the home directory of your computer
  3. Add text to the README.md saying "My first Hexlet project"
  4. Push all changes to GitHub

Recommended materials

  1. ECMAScript Specification (ECMA-262)
  2. V8 (engine)

Аватары экспертов Хекслета

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending the form, you agree to Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From zero to a developer. Refunds in case you won't get a job

Frontend Developer icon
Profession
New
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending the form, you agree to Personal Policy and Service Conditions

Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.