Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос нашим менторам. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете

Терминология

В этом уроке отдельно хочется рассмотреть терминологию, связанную с Grid. Будучи основанной на сетках, она имеет множество различных понятий, знание которых будет необходимым в процессе изучения модуля.

Возможно вы уже сталкивались с понятием сетки. Зачастую это представляется неким магическим элементом, с помощью которого наша страница сразу становится удобной и красивой. Реальность, как и всегда, немного сложнее.

Понятие сетки пришло к нам с далёких времён, когда верстальщики занимались расположением контента в книге или газете. Возьмём для примера страницу Блога на сайте Хекслет. Она типична для газетной вёрстки и состоит из самостоятельных прямоугольных секций.

Блог Hexlet

Эту страницу возможно разбить на некоторое количество рядов и колонок строго заданного размера. С помощью такой системы организации появляются ячейки, как в таблицах. Именно в них располагается весь контент: текст, картинки, блоки. Такой принцип называется модульными сетками. Сетки существуют во многих областях. Их применяют не только создатели газет и сайтов, но и архитекторы, дизайнеры разных направлений.

Сетки бывают совершенно разными: от простых квадратных сеток до очень сложных многослойных сеток, в структуре которых несколько сеток накладываются друг на друга. В области вёрстки часто применяются достаточно простые сетки на 12 или 24 колонки. Они достаточно универсальны для того, чтобы сверстать почти любой макет. Например, в одной из самых известных CSS библиотек Boostrap используется система из 12 колонок. Вся организация контента построена именно на ней. В том числе сайт Hexlet, на котором вы сейчас находитесь.

Страница блога так же построена по простой схеме 12 колоночной сетки. Она разделена на 12 одинаковых колонок с равными отступами между ними. Обратите внимание на то, как выстроен контент. Вы увидите, что каждый элемент подчиняется этой сетке, хоть вначале это могло казаться не так.

Блог Hexlet с сеткой

Обратите внимание на то, как левая и правая часть контента в блоге отделена с помощью отступа. Такой же размер отступа используется на протяжении всей сетки. Сами прямоугольные области с контентом могут занимать несколько колонок сразу. Это и позволяет создавать блоки различной ширины при этом оставаясь в рамках сетки.

Зачастую таких сеток достаточно, чтобы выстроить контент на странице. Но иногда разработчики создают сетки внутри других элементов. Например блок со статьёй можно было бы тоже разметить и расположить контент по уже её внутренней сетке. Хоть и рабочий вариант, но старайтесь не перегружать свою страницу различными сетками. В первую очередь сетки позволяют нам создать шаблон сайта, а не работать с контентом где-то внутри шаблона.

Если вы когда-нибудь верстали таблицы с помощью HTML, то можете заметить, что принципы работы таблиц и сеток похожи. Так как по сути таблицы — это и есть сетка.

Обобщая всё сказанное в этом уроке, можно заключить, что сетки — это некая структура, направляющие, с помощью которых мы располагаем контент на странице как по горизонтали, так и по вертикали.

Чем же так полезны сетки? Ведь до этого мы прекрасно обходились и без них, да и некоторые из вас уже могли верстать целые сайты без их использования. У сеток есть ряд преимуществ:

  • Сетки предсказуемы. Мы заранее знаем с чем работаем, и как расположится наш контент. Сколько места он займёт относительно других блоков. В этом случае ширина измеряется количеством модулей сетки, а не значениями в пикселях.

  • Сетки отлично подходят для адаптивности. Это главное преимущество сеток. С ними очень просто создавать адаптивный дизайн для страниц.

Обратите внимание, что сейчас речь шла о сетках в общем, а не о Grid. Сетку возможно создать, совершенно не используя CSS Grid Layout. Например в Bootstrap когда-то использовался float. На текущий момент используется Flex. И там, и там получаются рабочие сетки. Но с приходом новой технологии процесс создания сеток значительно упростился, что положительно сказывается на скорости разработки.

В CSS Grid Layout есть несколько основных понятий, которые необходимо знать перед тем, как использовать модуль в реальной работе. Это поможет лучше понимать, как свойства влияют на нашу сетку. Пока все примеры будут показаны на абстрактном блоке. Разделим этот блок на 4 колонки и посмотрим, из чего он состоит:

Grid контейнер

Все колонки расположены внутри определённой области, которая ограничивает сетку со всех четырёх сторон. Весь этот прямоугольник, как вы могли догадаться, называется Grid-контейнером. Как и у Flex, сетка так же создаётся внутри определённого блока.

Grid линии

Как вы видите, всю нашу структуру мы можем мысленно поделить на части, используя вертикальные и горизонтальные линии. Такие линии хоть и не видны на макете, но на самом деле Grid умеет с ними работать. Их можно нумеровать и даже давать имена. В дальнейших уроках мы разберём это подробнее. Эти линии называются Grid-линии или Линия Сетки.

Трек сетки (Grid Tracks)

После того, как мы разметили линии сетки, появились пересечения. Как у таблиц. В модуле они называются точно так же. Если какая-то область ограничена соседними вертикальными линиями, то это колонка, если горизонтальными, то это ряд. Так же такие области ещё называют Полосой сетки или Трек сетки (Grid Tracks). Пересечение колонки и ряда станет ячейкой сетки.

Grid область

Если взять несколько ячеек, то мы получим Grid область. При этом неважно, каким образом мы возьмём эти ячейки. Они могут быть из одного ряда или колонки, главное, что они должны быть ограничены едиными линиями сетки со всех четырёх сторон.

В процессе изучения курса мы вернёмся ко всем этим понятиям и тем, как с ними работать. Не пугайтесь, что сейчас этих понятий может быть достаточно много. В процессе изучения вы быстро научитесь определять область, с которой сейчас работаете.

Самостоятельное задание

Найдите любую газету или журнал. Попробуйте построить сетку на любой из страниц. Ищите закономерности в расположении элементов и полосах.


<span class="translation_missing" title="translation missing: ru.web.courses.lessons.mentors.mentor_avatars">Mentor Avatars</span>

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят менторы из команды Хекслета или другие студенты.

Для полного доступа к курсу нужна профессиональная подписка

Профессиональная подписка откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, даст возможность обращаться за помощью к менторам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
115
курсов
892
упражнения
2241
час теории
3196
тестов

Зарегистрироваться

или войти в аккаунт

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 115 курсов, 2000+ часов теории
  • 800 практических заданий в браузере
  • 250 000 студентов

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» и соглашаетесь с «Условиями оказания услуг». Защита от спама reCAPTCHA «Конфиденциальность» и «Условия использования».

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Rambler
Логотип компании Bookmate
Логотип компании Botmother

Есть вопрос или хотите участвовать в обсуждении?

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» и соглашаетесь с «Условиями оказания услуг». Защита от спама reCAPTCHA «Конфиденциальность» и «Условия использования».

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Terminology CSS: Layout on the Grid

In this lesson, we'll take a separate look at the terminology associated with Grid. Being grid-based, it has many different concepts, which you'll need to know about when studying this module.

You may have already encountered the concept of a grid. It often seems like some kind of magic element that makes our page beautiful and convenient. Reality, as always, is a little more complicated.

The concept of the grid comes to us from the distant past when layout designers arranged content in books and newspapers. Let's take the Blog page on the Hexlet site as an example. It's typical of a newspaper layout and consists of independent rectangular sections.

This page can be divided into a number of rows and columns of a strictly defined size. With this system of organization, we get cells like in tables. All the content, text, images, blocks, are kept in there. This principle is called modular grids. Grids exist in many different fields. They're used in newspapers and websites, but also architects and designers in various areas.

The grids can come in lots of different forms: from simple square grids to very complex, multilayer ones, in which several grids overlap each other in the structure. For layout designers, grids are fairly simple, consisting of 12 or 24 columns. They're versatile enough to make almost any sort of layout. For example, one of the most famous CSS libraries, Bootstrap uses a system of 12 columns. The whole way content is organized is built on it. Including Hexlet you're currently on.

The blog page is also built according to a simple 12-column grid design. It's divided into 12 identical columns with equal indents between them. Pay attention to the way the content is laid out. You'll see that every element follows this grid, even though it might not seem so at first.

Notice how the left and right side of the content on the blog is separated by an indentation. The same indent size is used throughout the entire grid. The rectangular areas themselves, the ones that contain the content, can occupy several columns at once. This allows you to create blocks of different widths, while remaining within the grid.

Often, these grids are enough to line up content on the page. But sometimes developers create grids within other elements. For example, a block with an article could also be marked up itself, and have content on its own internal grid. Even though it works, try not to overload your page with different grids. First of all, grids allow us to create a website template, rather than work with content somewhere inside the template.

If you've ever styled tables with HTML, you may notice that the principles of tables and grids are similar. That's because, in essence, tables are grids.

To summarize what's been said in this lesson, we can conclude that grids are a kind of structure, a guide by which we place content on the page both horizontally and vertically.

What's so useful about grids? After all, we got along just fine without them before, and some of you have already been able to design entire websites without using them. Grids have a number of advantages:

  • Grids are predictable. We know in advance what we're working with and how our content will be positioned. How much space it'll take relative to the other blocks. In this case, the width is measured by the number of grid modules, not by values in pixels.

  • Grids are great for adaptability. This is the main advantage of grids. It's very easy to create adaptive designs for pages.

Note that we're talking about grids in general, not Grid. It's possible to create a grid without using CSS Grid Layout at all. For example, Bootstrap once used float. At the moment, we use Flex. Both get us working grids. But with the advent of new technology, the process of creating grids has become much simpler, which has a positive effect on the speed of development.

CSS Grid Layout has a few basic concepts that you need to know before using the module in actual work. This will help us better understand how properties affect our grid. For now, all examples will be shown in an abstract block. Let's divide this block into 4 columns and see what it consists of:

Grid container

All the columns are located inside a certain area that limits the grid on all four sides. This whole rectangle, as you might have guessed, is called a Grid container. As with Flex, the grid is also created within a certain block.

Grid lines

As you can see, we can mentally divide our whole structure into parts using vertical and horizontal lines. Although these lines aren't visible in the layout, Grid actually knows how to work with them. They can be numbered and even named. In future lessons, we'll look into this in more detail. These lines are called grid lines.

Grid Tracks

After marking out the grid lines, we get intersections. Like tables. In the module, they have exactly the same names. If an area is bounded by adjacent vertical lines, then it's a column, if it's horizontal lines, then it's a row. These spaces are also referred to as Grid Tracks. The intersection of a column and row is a grid cell.

Grid area

If we take several cells, we get a grid area. It doesn't matter how we get these cells. They can be from a single row or column, the main thing is that they must be bounded by single grid lines on all four sides.

We'll return to all of these concepts and how to work with them later in the course. Don't be intimidated by the number of concepts you're coming across. As you learn, you'll quickly find out how to identify the area you are currently working with.

Do it yourself

Find any newspaper or magazine. Try building a grid on any of the pages. Look for patterns in the arrangement of the elements and lines.


Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Layout Designer icon
Profession
New Under development beginner
Layout with the latest CSS standards
start anytime 5 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.