Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Работа с сеткой CSS: Grid

В уроке, посвящённом терминологии модуля Grid уже демонстрировался блог Hexlet и пример сетки, которую он использует. Вы могли заметить, что помимо непосредственно полос, по которым выстраивается контент, в этой сетке были использованы отступы между полосами. На изображении они были выделены оранжевым цветом.

Блог Хекслета с сеткой

Зачем же они нужны? Зачастую, весь наш контент внутри ячеек располагается по всей ширине. В этом случае отступы между колонками являются заменой свойства margin, но с одним существенным условием: модуль Grid автоматически проставляет отступы только там, где это необходимо. Это значит, что при разработке нет нужды отменять ненужные margin у первых или последних полос сетки.

Отдельно стоит упомянуть о том, что данные отступы не отрабатывают — они добавятся к ширине полос, внутри которых расположен элемент. Внутри самого элемента никаких отступов не будет.

Перейдём от теории к практике. Возьмём один из примеров, который был в прошлых уроках. В нём представлена типичная схема двухколоночного макета, который часто встречается в разработке. Для удобства работы в данном уроке, помимо определения Grid-областей, укажем ширину каждой колонки в 100 пикселей:

Обратите особое внимание на совместную работу свойств grid-template-areas, grid-template-columns/grid-template-rows. Как видно, они не являются заменой друг друга, а прекрасно работают в связке.

В этом примере представлен макет, состоящий из 6 колонок. Сейчас отступа между сайдбаром и основным контентом не существует. Обычно это плохо отражается на читаемости информации в макете, так как тексты из двух разных элементов начинают слипаться друг с другом.

Для решения задачи создания отступов между Grid-полосами существует 2 свойства: grid-column-gap и grid-row-gap. Как можно догадаться из названия, первое свойство отвечает за отступ между колонками, а второе свойство - за отступ между рядами. В качестве значения свойства выступает любая доступная в CSS единица измерения. Будь то пиксели, проценты или любые другие единицы измерения.

Создадим в нашем двухколоночном макете отступ между колонками в 30 пикселей. Для этого необходимо у контейнера выставить необходимое значение.

Если взглянуть на получившийся макет с помощью Chrome DevTools, то получим следующее:

Grid Gap в двухколоночном макете

Обратите внимание на отступы между колонками и на то, что несмотря на них, не появилось никаких отступов внутри элементов. Отступы стали частью наших элементов. А между сайдбаром и основным контентом образовался необходимый отступ в 30 пикселей.


На самом деле свойства grid-column-gap и grid-row-gap потихоньку выводятся из стандарта. В спецификации CSS появляется возможность задавать точно такие же отступы в модуле Flex, чтобы уйти от текущих проблем с отрицательными отступами при создании макетов. По этой причине было принято решение сделать одни правила и для Flex, и для Grid. Новые версии свойств избавились от приставки grid-* и именуются просто column-gap и row-gap.

По состоянию на середину 2020 года данные свойства поддерживают почти все браузеры. Исключением являются старые версии браузеров, до 2018 года выпуска и браузер Safari, который умеет работать только с grid-column-gap и grid-row-gap. Следите внимательно за этим моментом во время разработки страниц. Отслеживать актуальность данной информации всегда можно на ресурсе Can I use — незаменимом помощнике любого верстальщика.


Для удобства, разработчики CSS Grid Layout добавили сокращённое свойство grid-gap (или просто gap) для возможности указать отступы между колонками и рядами в одном единственном свойстве. Свойство grid-gap может принимать 2 значения:

  • Отступ между рядами.
  • Отступ между колонками.

Если указать только одно значение в свойстве, то браузер выставит данный отступ и для колонок, и для рядов.

Позиционирование полос

В CSS Grid Layout есть два свойства, позволяющие автоматически выровнять полосы внутри контейнера. Это свойства justify-content и align-content. Ничего не напоминает? Те, кто проходил курс по Flex конечно же узнали эти свойства. Теперь вы можете увидеть, как тесно между собой связаны модули CSS Flexible Box Layout и CSS Grid Layout. Разрабатывая с использованием этих двух модулей, вы часто будете пользоваться одинаковыми свойствами, которые, как не трудно догадаться, имеют и одинаковые значения. Посмотрим на них. В качестве примера возьмём 3 полосы, каждую из которых покрасим в свой цвет, чтобы более явно видеть разницу. Сам контейнер покрасим в серый цвет, чтобы видеть его ширину.

justify-content

Свойство justify-content позволяет выровнять Grid-полосы по горизонтали. То есть выравниваются колонки относительно контейнера. Как и в модуле Flex, свойство justify-content может принимать следующие значения:

start — это нормальное поведение элементов внутри контейнера. Все наши столбцы стартуют от левого края и идут по горизонтали друг за другом. Примеры в данном случае излишние.

end — При данном значении все элементы внутри контейнера сместятся к правой границе.

center — как видно из названия, все элементы внутри контейнера будут отцентрованы внутри контейнера.

stretch — Данное значение свойства является значением по умолчанию, когда колонкам не выставлена фиксированная ширина. Чтобы визуализировать это, изменим немного пример. Сделаем колонки с автоматической шириной. Блоки с тёмной границей являются элементами контейнера. Каждый элемент имеет ширину и высоту по 40 пикселей.

Обязательно попробуйте изменить значения свойства justify-content в данном примере, чтобы увидеть, как поведут себя элементы при уже известных вам значениях.

space-around. Здесь всё работает точно так же, как и во Flex. Значение space-around сделает равные отступы между колонками и половину этого расстояния по краям контейнера.

space-evenly. Значение работает так же, как и space-around за одним исключением — отступы по краям контейнера выставляются не в половину расстояния между элементами, а в полную ширину.

space-between. При этом значении все элементы получают одинаковое расстояние между собой. При этом нет никаких отступов от краёв. Первый и последний элемент прижимаются к краям контейнера. Если таких элемента всего два, то они расположатся по краям контейнера.

align-content

Свойство align-content по своему поведению очень похоже на свойство justify-content. Разница заключается только в направлении выравнивания. Если при justify-content выравнивались колонки внутри контейнера, то align-content выровняет ряды внутри контейнера. Для демонстрации воспользуемся одним примером codepen, внутри которого будут показаны все значения, которые принимает свойство.


Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете

Для полного доступа к курсу нужен базовый план

Базовый план откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, проектам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
900
упражнений
2000+
часов теории
3200
тестов

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 120 курсов, 2000+ часов теории
  • 900 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Верстальщик
Профессия
Вёрстка с использованием последних стандартов CSS
в любое время 5 месяцев

Есть вопрос или хотите участвовать в обсуждении?

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Working with a grid CSS: Layout on the Grid

In the lesson on Grid module terminology, we showed you the Hexlet blog and an example of the grid it uses. You may have noticed that in addition to the strips themselves that the content lines up directly alongside, this grid used indents between the bars. They were highlighted in orange in the image.

So what are they for? Often, all of our content inside the cells takes up the full width. In this case, column indentation is a substitute for the margin property, but with one essential condition: the Grid module automatically indents only where necessary. This means that there's no need to override unnecessary margin in the first or last strips of the grid during development.

Separately, it is worth mentioning that these indents do not work - they will be added to the width of the stripes within which the element is located. There will be no indentation inside the element itself.

Let's move on from theory to practice. Let's take one of the examples from the previous lessons. It shows a typical two-column layout, which is often found in development. For convenience, in addition to defining Grid-areas, we'll set the width of each column as 100 pixels in this lesson:

Pay special attention to how the grid-template-areas, grid-template-columns/grid-template-rows properties work together. As you can see, they're not a substitute for each other, they actually work well together.

This example shows a layout consisting of 6 columns. At the moment, there's no indentation between the sidebar and the main content. This usually has a bad effect on the readability of the information in the layout, as the texts in the two different elements start to stick together.

To solve the problem with creating indents between Grid-bars there are 2 properties: grid-column-gap and grid-row-gap. As you can guess from the name, the first property is responsible for the indent between columns, and the second property is the indent between rows. The property's value is any unit available in CSS. Pixels, percentages, or any other unit of measurement.

Create an indentation in our two-column layouts, measuring 30 pixels between columns. To do this, you need to set the container to the necessary value.

If you look at the resulting layout with Chrome DevTools, we get the following:

Note the indentation between columns and the fact that, despite them being there, no indentation has appeared within the elements. The indentations have become part of our elements. And the required indentation of 30 pixels has appeared between the sidebar and main content.


As it happens, the grid-column-gap and grid-row-gap properties are slowly being removed from the standard. The CSS specification now allows you to set exactly the same indentation in the Flex module to get away from the current problems with negative indentation when creating layouts. Therefore, a decision was taken to make the rules for both Flex and Grid the same. The new versions of the properties got rid of the grid-* and are now simply called column-gap and row-gap.

As of mid-2020, almost all browsers support these properties. The exceptions are older browsers, pre-2018 versions, and Safari, which only knows how to work with grid-column-gap and grid-row-gap. Keep a close eye on this point when you're developing pages. You can always keep track of this information using Can I use, which is an indispensable assistant for any layout designer.


For convenience, the developers of CSS Grid Layout have added a shortened grid-gap property (or simply gap) to allow you to specify the indents between columns and rows in one single property. The grid-gap property can take two values:

  • Indent between rows.
  • Indent between columns.

If you specify only one value in the property, the browser will set this indent for both columns and rows.

Strip positioning

There are two properties in CSS Grid Layout that allow you to automatically align the strips inside the container. These are the justify-content and align-content properties. Does that remind you of anything? If you've taken the Flex course, you'll have recognized these properties. Now you can see how closely the CSS Flexible Box Layout and CSS Grid Layout modules are related. When you develop with these two modules, you'll often use the same properties, which, as you can easily guess, also have the same values. Let's look at them. As an example, let's take three strips, each with a different color, to see the difference more clearly. The container itself will be painted gray so you can see its width.

justify-content

The justify-content property allows you to align the Grid-bars horizontally. I.e., the columns are aligned with the container. As in the Flex module, the justify-content property can take the following values:

start — is the normal behavior of elements within a container. All of our columns start from the left edge and run horizontally one after another. Examples in this case will be superfluous.

end — With this value, all elements inside the container will be shifted to the right border.

center — As the name implies, all elements inside the container will be centered inside the container.

stretch — This property is the default value when the columns are not set to a fixed width. To visualize this, let's change the example a bit. Let's make columns with an automatic width. Blocks with a dark border are elements in a container. Each element is 40 pixels wide and 40 pixels tall.

Be sure to try changing the justify-content values in this example to see how the elements behave when you use the values you already know.

space-around. Here everything works exactly the same way as in Flex. The space-around value will make equal indentation between columns, and half that distance along the edges of the container.

space-evenly. The value works the same way as space-around with one exception; the indents on the edges of the container are set to full width instead of half the distance between elements.

space-between. With this value, all elements have the same distance between them. There is no indentation from the edges. The first and last element are pressed against the edges of the container. If there are only two of these elements, they will be located on the edges of the container.

align-content

The align-content property is very similar in behavior to the justify-content property. The only difference is the direction of alignment. justify-content aligns the columns inside the container, and align-content aligns the rows inside the container. For demonstration purposes, we'll use an example from codepen, which we'll use to show all the values the property takes.


Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Layout Designer icon
Profession
New Under development beginner
Layout with the latest CSS standards
start anytime 5 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.