Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Переполнение Основы вёрстки контента

Переполнение контента внутри блока — распространённое явление при вёрстке контента. Переполнением считается ситуация, при которой контент внутри контейнера больше, чем размер самого контейнера. Распространённый случай такого поведения — использование контейнера с фиксированными значениями высоты и ширины.


Интересно: использование фиксированных значений высоты и ширины в большинстве случаев не является хорошей практикой. Так можно достаточно быстро сверстать блок по макету, но одновременно с этим отнимается возможность расширения функционала. Любой отход от изначального контента может привести к проблемам, связанным с выходом контента из контейнера. Используйте фиксированные значения высоты и ширины там, где это предполагается в дизайне или для создания специфичного функционала.


В качестве примера создадим блок с фиксированными значениями высоты и ширины. Внутри такого контейнера расположим текст так, чтобы он вышел за границы блока.

<section>
  <h1>Профессия «Верстальщик»</h1>
  <p>Создаёт страницы с помощью HTML и CSS. Умеет полностью пользоваться возможностями модулей Flex и Grid. Использует препроцессор SASS, шаблонизатор Pug и собирает проекты с помощью Gulp. Следит за доступностью сайта создавая семантически правильную разметку. Создаёт компоненты и утилиты на Bootstrap. Верстает адаптивные проекты.</p>
</section>
section {
  box-sizing: border-box;

  width: 500px;
  height: 300px;
  padding: 20px;

  color: #fff;
  font: 22px/1.5 sans-serif;

  background: #1d3e53;
}

h1 {
  font-size: 2em;
}

Большая часть описания профессии вышла за пределы блока. Браузеры в данном случае считают контент важнее, чем контейнер в котором он лежит и не скрывает текст. Это не лишено смысла, ведь главная часть любой страницы — её контент. Без него вся страница не будет иметь никакого смысла.

Такая ситуация называется переполнением и CSS позволяет управлять им. Для этого существует три свойства:

  1. overflow-x — управление переполнением по горизонтали.
  2. overflow-y — управление переполнением по вертикали.
  3. overflow — сокращённая запись двух предыдущих свойств. Если указать внутри только одно значение, то оно применится к двум осям одновременно. Наиболее распространённый вариант использования.

По умолчанию свойство имеет значение visible, которое и указывает на то, что при переполнении контент должен отрисовываться вне своего родителя. В противовес visible есть значение hidden. Его задача обратна — скрыть контент, который выходит за пределы своего родителя. При этом доступ к такому контенту теряется. При использовании свойства overflow важно помнить, что это свойство не является наследуемым, поэтому его необходимо указывать у каждого блока, с которым происходит переполнение. В дальнейшем вы увидите примеры таких реализаций.

Распространённая ситуация при вёрстке блоков, которые должны находиться в HTML, но быть временно скрытыми. Например, при создании слайдеров, в которых все неактивные слайды находятся за пределами блока и скрыты с помощью свойства overflow.

Хоть теперь вёрстка не «сломалась» от переполнения, но прочитать описание профессии невозможно. Не хватает какой-нибудь полосы прокрутки внутри блока. Свойство overflow позволяет добавить полосу прокрутки в такой блок. Для этого может использоваться два значения:

  • scroll
  • auto

В чём разница между ними? Посмотрим на примере взяв вначале значение scroll. Установим для секции новое значение свойства overflow.

Теперь мы можем прокрутить контент внутри блока и наконец прочитать описание всей профессии. Но прокрутка появилась не только по вертикали, но и по горизонтали. При этом она недоступна, так как в этом направлении нет переполнения контента. Во-первых, это «портит» дизайн, а во-вторых отнимает место внутри блока. Если такое поведение явно не обозначено в макете, то стоит добавить полосу прокрутки только для того направления, где возникает переполнение контента. Это возможно с помощью значения auto. В этом случае браузер следит за тем, где возникло переполнение и добавляет полосу прокрутку именно для этого направления.


Важно: используйте свойство overflow с осторожностью. Велик соблазн использовать его в случае быстрой вёрстки, когда при выходе макета за пределы экрана выставляют следующий CSS код:

body {
  overflow-x: hidden;
}

Это действительно решит проблему с горизонтальной прокруткой, но может и обрезать важную часть контента. Потратьте чуть больше времени, но локализуйте проблему и решите именно её. Это сделает вашу вёрстку понятнее и проще.


Переполнение текста

Не всегда требуется работать с переполнением только в рамках свойства overflow. Бывают ситуации, когда нужно точечно работать с переполнением контента, а не со всем блоком сразу. В качестве примера используем вёрстку превью сообщения чата.

Перед продолжением изучите вёрстку этого примера. Вы можете обнаружить пару новых свойств, которые относятся к модулю CSS Flexible Box Layout. С этим модулем вы познакомитесь в курсе CSS: Flex.

Превью выглядит неплохо с текущим количеством текста, но если его станет больше, то вся вёрстка может развалиться.


Интересно: одна из задач хорошего верстальщика — предусмотреть различные варианты контента внутри блока. Попробуйте в полях, где ожидается имя выставлять длинные последовательности. Среди дизайнеров хорошей практикой является тестирование макета на «Константине Константинопольском»


Увеличим количество контента внутри компонента с превью сообщения.

Не очень похоже на превью. Теперь это полноценное сообщение, которое отображается пользователю. Если таких сообщений будет десяток или сотня, то очень легко плюнуть на всё и уйти с сайта, чем листать такое количество контента. В идеальной ситуации стоит отобразить только по одной строчке от имени и сообщения. Это можно сделать с помощью свойства white-space со значением nowrap. Такая конструкция запретит перенос текста по строкам внутри блока. Если её добавить, то весь текст внутри блока с именем и блока с сообщением расположится в одну строку, что приведёт к переполнению, но решит задачу. Ведь мы уже умеем работать с переполнением. Установим это свойство для селекторов .contact-name и .contact-message.

.contact-name {
  font-weight: 700;
  white-space: nowrap;
}

.contact-message {
  margin: 0;

  color: #d6d6d6;
  font-size: 80%;
  white-space: nowrap;
}

Не очень красиво получилось. Стоит обрезать контент, который не помещается в рамки контейнера. Добавим свойство overflow-x для селекторов, к которым было добавлено правило white-space. Помимо этого свойство необходимо добавить для всего контейнера, внутри которого и содержатся элементы с именем и сообщением

.contact-body {
  padding: 1.5rem;
  overflow-x: hidden;
}

.contact-name {
  overflow-x: hidden;

  font-weight: 700;
  white-space: nowrap;
}

.contact-message {
  margin: 0;
  overflow-x: hidden;

  color: #d6d6d6;
  font-size: 80%;
  white-space: nowrap;
}

Почему понадобилось столько свойств overflow? Дело в отображении HTML. По своей сути браузер просто считывает вёрстку сверху вниз. Если взглянуть на этот компонент с точки зрения браузера, то получится следующая ситуация:

  1. Отрисовываем блок .contact-body и ограничиваем его по ширине.
  2. Отрисовываем блок .contact-name. Внутри него содержится длинный контент, который запрещено переносить согласно правилу white-space. Ширина блока больше, чем ширина родителя. По умолчанию отрисовываем контент за пределами контейнера.
  3. Повторяем действия из пункта 2 для блока .contact-message.

Добавляя в каждый из трёх блоков свойство overflow браузер последовательно работает с переполнением контента. Если упустить свойство у блока .contact-body, то ширина блоков .contact-name и .contact-message не будет ограничена и использование overflow никак на них не повлияет.

Можно сказать, что вёрстка закончена, но сейчас отсутствуют отступы между участками текста по горизонтали. Например, имя пользователя и время сообщения почти слиплись. Можно добавить отступ, но есть и другой путь — работа с переполнением контента внутри строки.

Для указания браузеру, что нужно делать при переполнении контента внутри строки используется правило text-overflow. Оно может принимать всего два значения:

  • clip — значение по умолчанию. Текст «режется» в том месте, где достиг края блока. Именно это поведение можно заметить в примере выше.
  • ellipsis — вместо грубого среза строки добавляется многоточие. Это визуально показывает пользователю, что строка не закончена.

Добавим многоточие в блоки с именем пользователя и текстом сообщения.


Важно: для работы свойства text-overflow необходимо наличие свойства overflow со значением, отличным от visible.


.contact-name {
  padding-right: 10px; /* добавим правый внутренний отступ для красоты */
  overflow-x: hidden;

  font-weight: 700;
  white-space: nowrap;
  text-overflow: ellipsis;
}

.contact-message {
  margin: 0;
  overflow-x: hidden;

  color: #d6d6d6;
  font-size: 80%;
  white-space: nowrap;
  text-overflow: ellipsis;
}

Самостоятельная работа

Используя новые свойства создайте блок с превью новостей. В нём будет три колонки шириной 500 пикселей. Блок содержит данные:

  • Дата
  • Название новости
  • Краткое описание

Дата и название новости должно выводиться полностью с возможным переносом строк. Краткое описание должно выводиться в одну строку. Если места не хватает, то в конце описания ставится многоточие.


Дополнительные материалы

  1. Спецификация модуля CSS Overflow Module Level 3

Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 130 курсов, 2000+ часов теории
  • 900 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Верстальщик
Профессия
Вёрстка с использованием последних стандартов CSS
в любое время 5 месяцев

Используйте Хекслет по максимуму!

  • Задавайте вопросы по уроку
  • Проверяйте знания в квизах
  • Проходите практику прямо в браузере
  • Отслеживайте свой прогресс

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Overflow Content layout fundamentals

Content in a block overflowing is a common occurrence in content layout. Overflow is when the content within a container is larger than the size of the container itself. This is often seen when using a container with fixed height and width values.


Interestingly, using fixed height and width values is not good practice in most cases. So, you can quickly create a block in the layout design, but it also takes away the opportunity to expand functionality. Any departure from the original content can lead to problems with content leaving the container. Only use fixed heights and widths when they're intended in the design or to create specific functionality.


As an example, let's create a block with fixed height and width values. Within this container, place the text so that it extends beyond the boundaries of the block.

<section>
  <h1>Profession: HTML/CSS Developer</h1>
  <p>Creates pages using HTML and CSS. Can take full advantage of the Flex and Grid modules. Uses the SASS preprocessor and the Pug template engine, and builds projects using Gulp. Makes sure the site is accessible by creating semantically correct markup. Creates components and utilities on Bootstrap. Typesets adaptive layouts.</p>
</section>
section {
  box-sizing: border-box;

  width: 500px;
  height: 300px;
  padding: 20px;

  color: #fff;
  font: 22px/1.5 sans-serif;

  background: #1d3e53;
}

h1 {
  font-size: 2em;
}

A lot of the description of this profession left the boundaries of the block In this case, browsers consider the content more important than its container and doesn't hide the text. It makes sense because the main part of any page is its content. Without it, the whole page would be meaningless.

This situation is called an overflow, and CSS allows you to manage it. There are three properties for this:

  1. overflow-x — horizontal overflow control
  2. overflow-y — vertical overflow control
  3. overflow is an abbreviated notation of the previous two properties. If you specify only one value inside, it'll be applied to both axes at the same time. The most common use case

By default, the property has the visible value, which indicates that the content should be rendered outside its parent when it overflows. Besides visible, there's also the hidden value. Its job is the opposite; it hides content that goes beyond its parent. In this case, there'll be no way to access the content. When using the overflow property, it's important to remember that this property is not inherited, so it needs to be specified in each block where the overflow occurs. You'll see more examples of such implementations in the future.

A common situation when rendering blocks that should be in HTML, but be temporarily hidden. For example, when creating sliders in which all inactive slides are outside the block and hidden using the overflow property.

At least now, the layout hasn't been broken by the overflow, but it's still impossible to read the description of the profession. What's missing is some kind of scroll bar inside the block. The overflow property allows you to add a scrollbar to this block. Two values can be used for this:

  • scroll
  • auto

What's the difference between them? Let's look at an example using the scroll value. Let's set this new value of the overflow property for the section.

Now we can scroll through the content inside the block and finally read the description of the whole profession. However, this gave us both horizontal and vertical scrolling. It's unavailable though because there is no content overflow in this direction. Firstly, it spoils the design, and secondly, it takes space inside the block. If this behavior is not explicitly indicated in the layout, it's worth adding a scroll bar only for the direction where content overflow occurs. This is possible using the auto value. In this case, the browser keeps track of where the overflow occurred and adds a scroll bar just for that direction.


Note: use the overflow property with caution. It can be very tempting to use it when making quick markup and to prevent horizontal overflow using code like this:

body {
  overflow-x: hidden;
}

This will solve the horizontal scrolling problem, but it may also cut off an important piece of content. Take the time to localize the problem and solve it. This will make your layout clearer and easier to understand.


Text overflow

You don't always need to use the overflow property to work with overflows. There are some situations where you need to work on the content overflow itself rather than editing the whole block. As an example, we'll use the layout of a chat message preview.

Study the layout of this example before continuing. You may find a couple of new properties that apply to the CSS Flexible Box Layout module. You will learn about this module in the CSS: Flex course.

The preview looks good with the amount of text we have now, but if there's more, then the whole layout could fall apart.


Interestingly, one of the tasks of a good layout designer is to provide different content options within a block. Try putting long sequences in the fields where a name is expected.


Increase the amount of content inside the message preview component.

It doesn't really look like a preview now. Now it is a full-fledged message displayed to the user. If there are a dozen or a hundred such messages, it's very easy to just not bother and leave the site than it is to leaf through all that content. Ideally, only one line from the name and one line from the message should be displayed. This can be done by using the white-space property with the nowrap value. This structure will prevent text from being moved along the lines within a block. If you add it, all the text inside the name block and the message block will be on one line, which will cause an overflow but will also solve the problem. After all, we already know how to work with overflows. Set this property for the .contact-name and .contact-message selectors.

.contact-name {
  font-weight: 700;
  white-space: nowrap;
}

.contact-message {
  margin: 0;

  color: #d6d6d6;
  font-size: 80%;
  white-space: nowrap;
}

It didn't turn out so well. It's worth trimming content that doesn't fit into the container frame. Let's add the overflow-x property to the selectors that the white-space rule has been added to. The property must also be added to the entire container, which contains the elements with the name and message

.contact-body {
  padding: 1.5rem;
  overflow-x: hidden;
}

.contact-name {
  overflow-x: hidden;

  font-weight: 700;
  white-space: nowrap;
}

.contact-message {
  margin: 0;
  overflow-x: hidden;

  color: #d6d6d6;
  font-size: 80%;
  white-space: nowrap;
}

Why did we need so many overflow properties? It's to do with how the HTML is displayed. At its core, the browser simply reads the layout from top to bottom. If you look at this component from the browser's point of view, you get the following situation:

  1. Render the .contact-body block and limit its width.
  2. Render the .contact-name block. It contains a lot of content that isn't allowed to be moved due to the white-space rule. The block is wider than its parent. By default, we draw the content outside the container
  3. Repeat step 2 for the .contact-message block

By adding an overflow property to each of the three blocks, the browser will consistently handle the content overflow. If you omit the .contact-body block property, the width of the .contact-name and .contact-message blocks will not be limited, and using overflow will not affect them in any way.

You might say that the layout is complete, but now there's no spacing between two separate pieces of text on the same line. For example, the username and the time of the message almost stick together. You can add indentation, but there's another way to deal with content overflow within a line.

The text-overflow rule is used to tell the browser what to do when content overflows within a string. It can take just two values:

  • clip is the default value. The text is truncated when it reaches the block boundary. This is the behavior seen in the example above
  • ellipsis - an ellipsis is added instead of simply cutting off the end. This visually indicates to the user that the line is incomplete. Let's add an ellipsis to the blocks with the user name and message text

Let's add an ellipsis to the blocks with the user name and message text.


Note: in order for the text-overflow property to work, you must have an overflow property with a value other than visible.


.contact-name {
  padding-right: 10px; /* add right padding for sake of appearance */
  overflow-x: hidden;

  font-weight: 700;
  white-space: nowrap;
  text-overflow: ellipsis;
}

.contact-message {
  margin: 0;
  overflow-x: hidden;

  color: #d6d6d6;
  font-size: 80%;
  white-space: nowrap;
  text-overflow: ellipsis;
}

Do it yourself

Create a block that shows a preview of some news using these new properties. It'll have three 500-pixel wide columns. The block will contain the following data:

  • Date
  • News headline
  • Short Description

The date and name of the news should be displayed in full, with line breaks if necessary. The short description should be displayed in one line. If there isn't enough space, an ellipsis should be placed at the end of the description.


Recommended materials

  1. Spec on CSS Overflow Module Level 3

Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Frontend Developer icon
Profession
beginner
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months
Layout Designer icon
Profession
New Under development beginner
Layout with the latest CSS standards
start anytime 5 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.