Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос нашим менторам. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете

Интеграция с Github

На текущий момент у нас есть репозиторий с двумя коммитами. Содержимое директории hexlet-git выглядит так:

hexlet-git$ ls -a
.git
PEOPLE.md
README.md

Перед тем как продолжить экспериментировать, добавим наш репозиторий на github.com. Сохранённый репозиторий в любой момент можно извлечь и продолжить работу в нём с последнего добавленного туда коммита. Это полезно на случай если мы случайно удалим или изменим локальный репозиторий так, что с ним станет невозможно работать.

  1. Создайте репозиторий на Гитхабе. Назовите его hexlet-git. Важно, чтобы репозиторий создавался пустым, поэтому не отмечайте галочки, добавляющие файлы.

  2. На странице репозитория вы увидите готовые команды для подключения созданного репозитория на Гитхабе к уже существующему репозиторию у вас на компьютере. Выполните эти шаги:

    # Подробнее эти команды мы разберём позже
    hexlet-git$ git remote add origin git@github.com:<ИМЯ НА ГИТХАБЕ>/hexlet-git.git
    hexlet-git$ git push -u origin master
    
  3. Обновите страницу с репозиторием на github.com. Изучите её интерфейс и содержимое репозитория. Обратите внимание на то, что директория .git отсутствует. Почему это так, мы узнаем в одном из следующих уроков.

После этой команды репозиторий, созданный на github.com, «соединяется» с локальным репозиторием hexlet-git. В данном месте может возникнуть вопрос. Почему соединяется? Разве это не один и тот же репозиторий?

В действительности это разные репозитории. Git относится к так называемым распределённым системам контроля версий. У git нет какого-то центрального места, где бы лежал один главный репозиторий, а разработчики работали с ним со своих компьютеров. В git у каждого разработчика и даже на Github находится свой собственный полноценный репозиторий. Эти репозитории git связывает между собой общей историей и возможностью обмениваться изменениями. В примере выше именно команда git push отправляет изменения во вновь созданный репозиторий.

Прямо сейчас, после выполнения команд выше, локальный и удалённый репозиторий идентичны. Но в процессе работы они всё время расходятся, и программисты должны не забывать синхронизировать изменения: заливать в репозиторий новые коммиты и забирать оттуда коммиты, сделанные другими разработчиками.

Теперь не важно, какие изменения делаются в локальном репозитории, на Github все коммиты попадут только после команды git push. Не забывайте делать её, бывает такое, что разработчик случайно удаляет локальный репозиторий, забыв запушить (от слова push) изменения.

Далее мы попробуем скачать репозиторий с Гитхаба так, как будто у нас нет локальной копии. Для этого удалите директорию проекта hexlet-git с вашего компьютера.

Клонирование

Репозиторий, созданный на Github, — публичный. Любой человек может клонировать его к себе на компьютер и начать работать с ним так, как будто это его личный репозиторий. Единственное ограничение — он не сможет запушить изменения, так как Github не даёт напрямую менять чужие репозитории.

Клонирование — базовая операция при работе с удалёнными репозиториями. Проекты, над которыми работают программисты, всегда находятся в системах подобных Github. Для работы с ними нужно клонировать репозиторий к себе на компьютер. Делается это с помощью команды git clone. Полную команду для клонирования можно получить на странице репозитория. Для этого нажмите большую зелёную кнопку Code и скопируйте содержимое.

$ git clone git@github.com:<ИМЯ НА ГИТХАБЕ>/hexlet-git.git
$ cd hexlet-git
$ ls -la

# Если эта операция проходит первый раз
# То вероятно вы увидите такое подобное сообщение
The authenticity of host github.com cannot be established. RSA key fingerprint is SHA256: хххххххххх Are you sure you want to continue connecting (yes/no/[fingerprint])? yes Warning: Permanently added github.com (RSA) to the list of known hosts.
# Наберите yes и нажмите Enter

Мы получили точную копию репозитория, который был у нас до удаления директории hexlet-git.

Получение изменений с Github

Разработчики не только отправляют изменения на Гитхаб, но и забирают изменения оттуда. Чаще всего это изменения, сделанные другими разработчиками проекта, но не обязательно. Бывает такое, что один разработчик работает над одним проектом с разных компьютеров, на каждом из которых своя собственная копия репозитория (git работает только так). В таком случае, перед началом работы нужно всегда выполнять команду git pull --rebase, которая скачивает из внешнего репозитория новые коммиты и добавляет их в локальный репозиторий.

Обычно, в статьях пишут, что достаточно вызывать git pull, но это может приводить к созданию ненужных merge-коммитов ухудшающих историю изменений. Правильная работа с git pull требует знания таких вещей как ветвление и git rebase. Они довольно сложны для новичков и рассматриваются позже, когда появится хоть какой-то опыт работы с git.

Итого

Подведём некоторый итог. Мы создали репозиторий с несколькими коммитами. Этот репозиторий добавлен на Гитхаб и может быть склонирован для дальнейшей разработки. Какую пользу из git мы можем извлечь к текущему моменту? У нас есть запасная копия (бекап) кода на сайте Github. Как минимум, не страшно потерять код. Теперь его легко восстановить при случае и поделиться с другими.

Отдельно стоит сказать, что Гитхаб это хоть и самая популярная, но не единственная площадка для хостинга репозиториев. Кроме него особенно известны Bitbucket и Gitlab. Последний можно даже поставить к себе на сервер и "хостить" репозитории внутри своей компании, что многие и делают по соображениям безопасности или экономии.

Самостоятельная работа

  1. Выполните все шаги из урока
  2. Добавьте новый файл NEW.md с произвольным содержимым в репозиторий (нужно выполнить коммит)
  3. Залейте изменения на Github с помощью git push
  4. Обновите страницу репозитория на Github. Там должен появиться последний коммит, то есть те изменения, которые были им совершены

Дополнительные материалы

  1. Цикл git-разработки (init, commit, push on Github)
  2. GitHub - Настройка и конфигурация учетной записи

<span class="translation_missing" title="translation missing: ru.web.courses.lessons.mentors.mentor_avatars">Mentor Avatars</span>

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят менторы из команды Хекслета или другие студенты.

Зарегистрироваться

или войти в аккаунт

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 115 курсов, 2000+ часов теории
  • 800 практических заданий в браузере
  • 250 000 студентов

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг».

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Rambler
Логотип компании Bookmate
Логотип компании Botmother

Есть вопрос или хотите участвовать в обсуждении?

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг».

Register to get access to 15+ free programming courses with interactive exercises

Integration with Github Git fundamentals

At the moment, we have a repository with two commits. The contents of the hexlet-git directory look like this:

ls -a

.git
PEOPLE.md
README.md

Before we continue experimenting, let's add our repository to github.com. A saved repository can be retrieved at any time to continue working in it from the last commit you added to it. This is useful in case we accidentally delete or change the local repository in such a way that it becomes impossible to work with it.

  1. Create a repository on GitHub. Call it hexlet-git. It's important to create an empty repository, so do not check the boxes that add files
  2. On the repository page you will see ready-made commands to connect the repository you created on GitHub to an existing repository on your computer

    New repository on GitHub

    Follow these steps:

    # We'll look at these commands in more detail later
    git branch -M main
    git remote add origin git@github.com:<GitHub username>/hexlet-git.git
    git push -u origin main
    
  3. Update the repository page at github.com. Have a close look at the page's interface and the contents of the repository. Note that the .git directory is missing. We'll find out why this is so in a future lesson

After this command, the repository created on github.com will "connect" to the local hexlet-git repository. You may have a couple of questions at this point. Why does it need to connect? Isn't it the same repository?

They're actually different repositories. Git is one of so-called distributed version control systems. Git doesn't have a central location where one main repository resides that all the developers work with from their computers. Every developer's git has its own full-fledged repository as well as the repository on GitHub itself. These git repositories are linked and have a common history and ability to share changes. In the example above, it's the git push command that sends changes to the newly created repository.

Workflow with GitHub

Right now, after running the commands above, the local and remote repositories are identical. But they will diverge all the time during the development process, and programmers must remember to synchronize changes, adding new commits into the repository and pulling commits made by other developers.

It doesn't matter what changes are made in the local repository, all the commits will go to GitHub only after the git push command is used. Don't forget to do it, it's not unheard of that a developer has accidentally deleted the local repository and forgets to push the changes.

Next, we will try to download the repository from GitHub as if we didn't have a local copy. To do this, delete the hexlet-git project directory from your computer.

Cloning

The repository created on GitHub is public. Anyone can clone it on their computer and start working with it as if it were their own personal repository. The only limitation is that you will not be able to make changes, because GitHub does not allow you to change other people's repositories directly.

Cloning is a basic operation when working with remote repositories. Projects that programmers work on can always be found on services like GitHub. To work with them, you need to clone the repository to your computer. This is done by using the git clone command. The full clone command is available on the repository page. To do this, click the big "Code" button, go to the SSH tab and copy the contents.

git clone git@github.com:<GitHub username>/hexlet-git.git
cd hexlet-git
ls -la

# If this is the first time
# Then you will probably see a message like this
The authenticity of host github.com cannot be established. RSA key fingerprint is SHA256: хххххххххх Are you sure you want to continue connecting (yes/no/[fingerprint])? yes Warning: Permanently added github.com (RSA) to the list of known hosts.
# Type 'yes' and press Enter

We've got an exact copy of the repository we had before we deleted the hexlet-git directory.

Pulling changes from GitHub

Developers don't only send changes to GitHub, but also take changes from there. More often than not, these are changes made by other project developers, but this isn't always the case. It's not uncommon that one developer works on a project from different computers, each with its own copy of the repository (this is the only way that git works). In that case, you should always run the git pull --rebase command before starting, which downloads new commits from an external repository and adds them to the local repository.

Articles often say that calling a git pull is enough, but this can create unnecessary merge commits that damage the change history. Working properly with git pull requires knowledge of things like branching and git rebase. They're quite complicated for newcomers and we'll look at them later when you have a little experience with git.

Summary

Let's make a quick summary. We created a repository with several commits. This repository has been added to GitHub and can be cloned for further development. How can we benefit from git right now? We have a backup copy of the code on GitHub. At the very least, we don't need to be too scared of losing our code. Now it's easy to restore it if needed and share it with others.

It's also worth mentioning that GitHub, although the most popular, is not the only repository hosting site. Besides GitHub, Bitbucket and GitLab are quite well known. You can even put GitLab on your server and host repositories within your company, which many people do for security or money-saving reasons.


Do it yourself

  1. Follow all of the steps in the lesson
  2. Add a new NEW.md file with any arbitrary content you like to the repository (you'll need to commit)
  3. Upload the changes to Github using git push
  4. Refresh the repository page on Github. You should see the last commit, i.e., the changes that were made by it

Recommended materials

  1. GitHub - Account Setup and Configuration
  2. Creating a personal access token

Аватары экспертов Хекслета

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending the form, you agree to Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From zero to a developer. Refunds in case you won't get a job

Frontend Developer icon
Profession
New
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending the form, you agree to Personal Policy and Service Conditions