Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Гибкие элементы CSS: Адаптивность сайта

В первом проекте создавалась страница с фиксированной шириной в 1000 пикселей. Такой подход имеет право на жизнь, но что случится, если такой макет открыть на устройстве, разрешение которого меньше 1000 пикселей по ширине? В таком случае появится горизонтальный скролл, который раздражает пользователей. Никому не хочется постоянно двигать контент, чтобы дочитать строку или увидеть боковую панель. Кроме очевидного неудобства, пользователь может просто не обратить внимания на то, что скролл существует. Тогда он возможно пропустит важную часть контента.

Создадим три блока, каждый из которых имеет ширину 300 пикселей и добавим их в контейнер с шириной 1000 пикселей. Посмотрим поведение браузера при отображении такого блока на большом и маленьком разрешении экрана.

Блок с шириной 1000 пикселей на экране с доступной шириной 1000 пикселей Блок с шириной 1000 пикселей на экране с доступной шириной 1000 пикселей

Блок с шириной 1000 пикселей на экране с доступной шириной 860 пикселей Блок с шириной 1000 пикселей на экране с доступной шириной 860 пикселей

Одним из решений такой проблемы стало использование значений ширины в процентах, вместо пикселей. А точнее использование относительных единиц измерения вместо абсолютных. При таком подходе блоки всегда будут зависимы от текущего разрешения экрана устройства. Такой подход получил название «резиновая (fluid) вёрстка».

Что можно сделать с такой вёрсткой? Для начала необходимо убрать ширину контейнера, которая сейчас равняется 1000 пикселям. Внутри этого контейнера нам необходимо расположить три элемента так, чтобы они заполнили всё доступное пространство. Поделим 100% на 3 и получим, что размер одного элемента примерно будет равен 33%. Оставим немного места для отступов и возьмём ширину в 30%. После такого небольшого изменения мы получим следующую картину:

Блоки по 30% в контейнере с шириной 1000 пикселей Блоки по 30% в контейнере с шириной 1000 пикселей

Блоки по 30% в контейнере с шириной 860 пикселей Блоки по 30% в контейнере с шириной 860 пикселей

Как видно, теперь блоки растягиваются и сжимаются в зависимости от разрешения экрана. Эта особенность используется и при создании адаптивного сайта.

Помимо очевидных плюсов, такая концепция даёт и некоторые минусы. Что случится, если разрешение экрана будет очень мало? Тогда наши блоки продолжат сжиматься до тех пор, пока они могут найти свободное место. Потом текст внутри блоков уже не сможет помещаться и выйдет за границы своего родителя. Устройства со столь малыми разрешениями найти сложно, но принцип того, что блоки будут сжиматься до «победного конца» необходимо всегда держать в голове при использовании относительных единиц измерения.

Резиновая вёрстка при экстремально малом разрешении экрана

Резиновая вёрстка при экстремально малом разрешении экрана

Для решения такой ситуации отлично подойдёт использование стиля min-width. Используя его, мы сможем задать «точку остановки», после которой контейнер и элементы внутри него перестанут сжиматься.

Такой же подход используется и для ограничения растягивания контента при больших значениях ширины. Чаще всего сайту достаточно 1200-1300 пикселей по ширине, чтобы комфортно читать текст. При больших разрешениях контент слишком сильно растягивается и становится очень сложно воспринимать длинные строки. «Точка остановки» в данном случае устанавливается с помощью правила max-width, в котором указывается значение в абсолютных единицах измерения, таких как пиксели.

Дополнительные материалы

Дополнительное задание

Создайте у себя на компьютере страницу, на которой будет два блока: боковая панель и блок с основным контентом. Используя относительные единицы измерения и свойства max-width min-width сделайте резиновый макет. Используя эмуляцию мобильного вида в вашем браузере, посмотрите на поведение макета.


Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Для полного доступа к курсу нужен базовый план

Базовый план откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, проектам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
1000
упражнений
2000+
часов теории
3200
тестов

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 130 курсов, 2000+ часов теории
  • 1000 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Отправляя форму, вы принимаете «Соглашение об обработке персональных данных» и соглашаетесь с «Условиями использования»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Верстальщик
Профессия
с нуля
Верстка с использованием последних стандартов CSS
в любое время 5 месяцев

Используйте Хекслет по-максимуму!

  • Задавайте вопросы по уроку
  • Проверяйте знания в квизах
  • Проходите практику прямо в браузере
  • Отслеживайте свой прогресс

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы принимаете «Соглашение об обработке персональных данных» и соглашаетесь с «Условиями использования»

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Flexible elements CSS: Site Adaptability

In the first project, we created a page with a fixed width of 1000 pixels. This approach is all well and good, but what happens if such a layout is opened on a device whose resolution is less than 1000 pixels wide? In this case, there'll be a horizontal scrolling, which annoys users. No one wants to constantly move content to read a line or see a sidebar. Besides the obvious inconvenience, the user may simply not notice that horizontal scrolling is needed. They might miss an important piece of content.

Create three blocks, each with a width of 300 pixels, and add them to a container with a width of 1000 pixels. Let's see how the browser behaves when displaying such a block on a large and small screen resolution.

One solution to this problem was to use percentage width values instead of pixels. More specifically, the use of relative units of measurement instead of absolute ones. With this approach, blocks will always depend on the current screen resolution of the device. This approach is known as «fluid layout».

What can be done with this layout? First, you need to remove the width of the container, which is currently 1000 pixels. Inside this container, we need to arrange the three elements so that they fill all the available space. Well divide 100% by 3, so the size of one element will be approximately 33%. Leave some space for indentation and take a width of 30%. After this small change, we get the following picture:

As you can see, the blocks are now stretched and squeezed depending on the resolution of the screen. This feature is also used when creating an adaptive site.

In addition to the obvious advantages, this concept has some disadvantages. What happens if the screen resolution is very low? Then our blocks will continue to shrink as long as they can find free space. Then the text inside the blocks can no longer fit and goes beyond the boundaries of its parent. Devices with such small resolutions are hard to find, but the principle that blocks will be compressed to high heaven must always be kept in mind when using relative units.

Fluid layout at an extremely low screen resolution

To solve this situation, we need to use the min-width style. With its help, we can set a stopping point, after which the container and the elements inside it will stop shrinking.

The same approach is used to limit content stretching at large widths. Most often, sites need around 1200-1300 pixels of width for users to be able to comfortably read text. At higher resolutions, the content is stretched too much, and it becomes very difficult to perceive long lines. The stopping point in this case is set using the max-width rule, which specifies a value in absolute units such as pixels.

Additional materials

Additional assignment

Create a page on your computer with two blocks: a sidebar and a main content block. Using relative units and the max-width min-width properties, make a fluid layout. Using the mobile view emulation in your browser, look at the behavior of the layout.


Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Layout Designer icon
Profession
New Under development beginner
Layout with the latest CSS standards
start anytime 5 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.