Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос нашим менторам. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете

Chrome DevTools

При вёрстке сайтов очень важно вовремя отловить ошибки или понять, как правильно преобразовать нужный нам блок. Чем опытнее вы становитесь, тем больше информации о сайте вам важно знать. Это могут быть данные о загрузке сети, вес сайта, подгружаемые картинки и скрипты. Всё это позволяет контролировать работу сайта и при необходимости оптимизировать его.

Ранее всё это делалось вручную или с помощью разнообразных программ. Вёрстку приходилось писать сразу в файл и только после сохранения проверять результат. Это отнимает много времени, так как невозможно отследить изменения в «реальном времени» и сразу видеть изменения, которые вы вносите.

Сейчас все современные браузеры имеют функцию веб-инспектора (инструменты разработчика). Это набор различных приложений и инспекторов, с помощью которых можно, не меняя файлы, добавить стили и элементы HTML кода. Такие веб-инспекторы позволяют проверить вёрстку на разных разрешениях экрана, что очень важно при создании адаптивных сайтов. Эта тема будет более подробно разобрана в соответствущем курсе.

В этом уроке мы изучим основные моменты при работе в Chrome DevTools, который по умолчанию встроен в браузер Google Chrome. Принципы, которые будут показаны, также применимы и к инспекторам в других браузерах. Они все достаточно похожи, поэтому проблем при переходе из браузера в браузер возникнуть не должно.

Chrome Dev Tools

Чтобы открыть Chrome DevTools, можно воспользоваться одним из двух путей:

  1. Кликнуть правой кнопки мыши в любом месте страницы и выбрать пункт Просмотреть код элемента (Inspect в английской версии браузера).
  2. Воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl + Shift + I (Cmd + Opt + I для операционной системы MacOS)

Внешний вид Chrome DevTools

После открытия вы изначально попадёте во вкладку Elements. Это самая важная вкладка для новичков. Остальные вкладки также несут огромное количество полезной информации, но в настоящее время она вам скорее помешает, так как достаточно специфична. Но давайте вкратце опишем назначение каждой из основных вкладок:

  • Elements — Здесь показывается весь HTML и CSS код. В этом уроке мы подробнее поговорим об этой вкладке.
  • Console — Вкладка консоли позволяет смотреть вывод JavaScript, а также писать свой код на этом языке для тестирования и отладки страницы.
  • Sources — Все подгруженные файлы из всех источников. Здесь хорошо можно отследить, сколько информации вы получаете от внешних ресурсов.
  • Network — Здесь можно отследить всё, что касается загрузки вашего сайта: файлы, их размер, скорость загрузки, тип запроса к сайту, его внутренние части и так далее. В общем, любой запрос, который делает ваш сайт, отображается в этой вкладке.

Эти четыре вкладки вы будете использовать достаточно часто в реальной работе. Прогресс не стоит на месте, и необходимо отслеживать всё больше и больше различной информации о работе сайта.

Вкладка Elements

Вернёмся к вкладке Elements. Условно она делится на две большие группы — работа с HTML и работа с CSS. Область работы с HTML представлена следующим образом:

Область работы с HTML в Chrome DevTools

Откройте панель на этой странице и попробуйте раскрывать дерево HTML. Вы увидите, что все вложенные блоки отделяются друг от друга отступами, что очень удобно, так как наглядно можно увидеть «глубину» нужного блока. При этом, если кликнуть на любой HTML, то в информационной строке в самом низу будет видна вся вложенность, с указанием классов.

На картинке выше эта вложенность следующая:

html body.min-vh-100 div.mb-n5 div.row.no-gutters div.col-sm.overflow-hidden div.my-4

Напоминает селектор CSS. По сути именно так и есть. Если указать эту строку в качестве селектора CSS, то вы выберете именно тот элемент, который и выбрали в инспекторе. По этой же информации и легко воспроизвести структуру блоков. В данном случае она такая:

<html>
    <body class="min-vh-100">
        <div class="mb-n5">
            <div class="row no-gutters">
                <div class="col-sm overflow-hidden">
                    <div class="my-4">А вот и наш выбранный блок :)</div>
                </div>
            </div>
        </div>
    </body>
</html>

Откройте контекстное меню (правый клик мыши) на любом элементе HTML в веб-инспекторе. Вы увидите все возможные действия с конкретным HTML элементом.

Контекстное меню DevTools

Давайте взглянем на основные пункты:

  • Add Attribute — добавить произвольный атрибут к элементу HTML.
  • Edit Attribute — изменить произвольный атрибут у элемента HTML.
  • Edit as HTML — возможность изменить HTML. В этом случае для редактирования вам станет доступен блок который вы выбрали и все элементы внутри него. Такие элементы называются дочерними. А блок, который вы выбрали для них будет родительским. Эти два слова вам будут очень часто встречаться при создании вёрстки.
  • Delete Element — удаление элемента из вёрстки.

Обратите внимание, что все эти действия никак не затрагивают файлы с вёрсткой, которые лежат у вас на компьютере или на сервере. Эти манипуляции доступны только «здесь и сейчас». После обновления страницы все такие изменения пропадут. Это позволяет быстро проводить эксперименты и видеть их в реальном браузере без необходимости править рабочие файлы.

Вторая область во вкладке Elements относится к CSS.

Область работы с CSS в Chrome DevTools

Это достаточно большая область с различными вкладками. Нас интересуют первые две вкладки:

  • Styles — в этой вкладке можно просмотреть/отредактировать/добавить стили для элемента.
  • Computed — во вкладке собраны все стили, которые применились к элементу. Это наглядная иллюстрация работы принципа каскадности в CSS. Здесь вы увидите не только те стили, которые указали для элемента, но и те, которые добавились к элементу из наследуемых свойств, а также свойств по умолчанию в браузере. Также в этой вкладке наглядно представлена блочная модель текущего элемента. На ней можно увидеть всё, что влияет на высоту текущего элемента.

Вкладка Styles

Вначале рассмотрим основы работы со вкладкой Styles. Внешне она выглядит следующим образом:

Внешний вид Styles в Chrome DevTools

И эту часть можно разбить на несколько. Звучит, конечно, уже сложно, но на самом деле всё достаточно интуитивно понятно. В верхней области вы видите стили, которые непосредственно применяются к текущему элементу. В нашем случае это следующие свойства:

  • margin-bottom
  • margin-top
  • box-sizing
  • display

Эти 4 свойства с помощью селекторов по тегу или селекторам по классам имеют прямое отношение к выбранному блоку. В инструменте показаны не только свойства, но и селекторы, к которым эти свойства применяются. Таким образом, достаточно просто найти нужное место в CSS файле. Помимо этого справа от каждого селектора указан файл, в котором находится селектор и номер строки в файле. Это удобно, но при условии, что вы не используете плагины, которые «сжимают» CSS до одной строки. Тогда эта информация вам может и не помочь.

Ниже этих селекторов можно увидеть блок Inherited from .... Дословно это можно перевести как Наследованные стили от .... На примере выше стили наследуются от селектора body.min-vh-100. При этом в них выделены те стили, которые непосредственно влияют на элемент. Остальные стили бледного цвета не наследуются.

В данной вкладке мы можем не только смотреть на стили, но и как в случае с HTML нам доступно редактирование/добавление/удаление стилей. Попробуйте кликнуть на любое значение в этой вкладке и веб-инспектор предложит вам вставить любое значение. Также он подскажет доступные значения из числа стандартных, что очень удобно, если вы забыли какое-то значение.

Вкладка Computed

Теперь переключимся на вкладку Computed. Она выглядит следующим образом:

Внешний вид Computed в Chrome DevTools

И она делится на несколько основных областей. Это в последний раз, честно :)

Вверху вы видите наглядное представление блочной модели выбранного элемента. В ней указаны все свойства, которые влияют на окончательный размер нашего элемента. Вспомним их:

  • width — ширина элемента.
  • height — высота элемента.
  • border — визуальные границы элемента.
  • margin — внешние отступы от элемента.
  • padding — внутренние отступы.

Если посмотреть на пример, указанный в этом уроке, то можно увидеть, что у элемента сейчас присутствуют высота и ширина, а также свойство margin по 24 пикселя сверху и снизу.

Нижняя область иллюстрирует принцип каскадности в CSS. Здесь можно увидеть компиляцию всех стилей, которые применяются к элементу. На каждое из свойств можно кликнуть, и тогда вы получите файл и строчку, на которой были применены свойства к элементу, а также какой селектор добавил то или иное свойство.

Это все самые базовые вещи о Google DevTools, которые вам стоит знать на начальном этапе. Если пытаться расписать все возможности, то можно составить целую профессию. Веб-инспекторы очень мощные инструменты, которые несомненно помогут вам на любом этапе становления. Также это незаменимый помощник в реальной работе. Старайтесь всегда узнать что-то новое об этих инструментах.

Дополнительное задание

Откройте доступный вам веб-инспектор на этой странице. Попробуйте пройтись по различным вкладкам и посмотреть, какую информацию они несут. Изменяйте HTML элементы. Добавляйте различные свойства к текущей странице.


<span class="translation_missing" title="translation missing: ru.web.courses.lessons.mentors.mentor_avatars">Mentor Avatars</span>

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят менторы из команды Хекслета или другие студенты.

Зарегистрироваться

или войти в аккаунт

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 115 курсов, 2000+ часов теории
  • 800 практических заданий в браузере
  • 250 000 студентов

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» и соглашаетесь с «Условиями оказания услуг».

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Rambler
Логотип компании Bookmate
Логотип компании Botmother

Есть вопрос или хотите участвовать в обсуждении?

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», вы даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» и соглашаетесь с «Условиями оказания услуг».

Register to get access to 15+ free programming courses with interactive exercises

Chrome DevTools Modern layout fundamentals

When you design a site, it's vital we catch errors in time or understand how to properly convert the block we need. The more experienced you become, the more information you need to know about the site. This can be data on the network load, the weight of the site, and loaded images and scripts. All this allows you to control the operation of the site and, if necessary, to optimize it.

Previously this was done manually or using a variety of programs. The layout had to be written directly to the file, and only after saving would the result be checked. This is time-consuming because you can't track changes in real time and immediately see the changes you make straight away.

All modern browsers now have a web inspector function (developer tools). This is a set of different applications and inspectors, using which you can add styles and HTML code elements without changing the files. These web inspectors allow you to test the layout on different screen resolutions, which is essential when creating adaptive websites. This topic will be dealt with in more detail in the corresponding course.

In this lesson, we'll explore the basics of working with Chrome DevTools, which is built into the Google Chrome browser. The principles that'll be shown will also apply to inspectors in other browsers. They're all similar, so you shouldn't have any problems going from browser to browser.

Chrome Dev Tools

There are two ways to open Chrome DevTools:

  1. Right-click anywhere on the page and select Inspect
  2. Use the key combination Ctrl + Shift + I or F12 for Windows and Linux, or Cmd + Opt + I for macOS

Chrome DevTools Interface

After opening it, you'll initially be taken to the Elements tab. This is the most important tab for beginners. The other tabs also carry a lot of useful information, but at this stage they're more likely to cause problems for you because they're quite specific. But let's briefly describe the purpose of each of the main tabs:

  • Elements - all HTML and CSS code is shown here. In this lesson, we'll talk more about this tab
  • Console - The Console tab allows you to look at JavaScript output and write your own JavaScript code to test and debug the page
  • Sources - all downloaded files from all sources. This is a good place to track how much information you get from outside resources
  • Network - here you can track everything that concerns how your site loads; files, their size, download speed, type of request to the site, its internal parts and so on. In general, any query that your website makes is displayed in this tab

You'll use these four tabs fairly regularly when you have an actual programming job. Progress does not stand still, and it's important to keep track of more and more different information about how the site operates.

Elements tab

Let's go back to the Elements tab. Conventionally, it's divided into two large groups - HTML work and CSS work. The HTML area is represented as follows:

HTML area in Chrome DevTools

Open the panel on this page and try to expand the HTML tree. You'll see that all nested blocks are separated from each other by indents, which is very convenient because you can visually see the depth of the required block. If you click on any HTML, you'll see all the nesting with classes in the information line at the very bottom.

In the picture above, this nesting is as follows:

html body.min-vh-100 div.mb-n5 div.row.no-gutters div.col-sm.overflow-hidden div.my-4

It bears some similarity to a CSS selector. In fact, that's exactly what it is. If you give this line as a CSS selector, you'll select exactly the element you selected in the inspector. From the same information, it's easy to reproduce the structure of the blocks. In this case, it's like this:

<html>
    <body class="min-vh-100">
        <div class="mb-n5">
            <div class="row no-gutters">
                <div class="col-sm overflow-hidden">
                    <div class="my-4">And here is our chosen block :)</div>
                </div>
            </div>
        </div>
    </body>
</html>

Open the context menu (right-click) on any HTML element in the Web Inspector. You'll see all possible actions on a particular HTML element.

DevTools Menu

Let's take a look at the main points:

  • Add Attribute - add any attribute to an HTML element
  • Edit Attribute - change any attribute of an HTML element
  • Edit as HTML - allows you to change the HTML. In this case, the block you selected and all the elements inside it will be available for editing. These elements are called children. And the block that you chose will be their parent. You'll see these two words very often when creating a layout
  • Delete Element - removes an element from the layout

Note that none of these actions affect the markup files; they're on your computer or server. These manipulations are only available here and now. When the page is refreshed, all these changes will disappear. This allows you to quickly run experiments and see them in a real browser without having to edit working files.

The second area in the Elements tab relates to CSS.

CSS area in Chrome DevTools

This is a fairly large area with various tabs. We're interested in the first two tabs:

  • Styles - in this tab, you can view/edit/add styles for the element
  • Computed - this tab contains all the styles that have been applied to this element. This is a clear illustration of how the CSS cascading principle works. Here you'll see not only the styles you gave for the element, but also those that were added to the element from inherited properties and the default properties in the browser. Also in this tab, you can see the block model of the current item. You can see everything that affects the height of the current element on it

Styles tab

First, let's look at the basics of the Styles tab. Outwardly, it looks as follows:

Styles tab in Chrome DevTools

And that part can be broken down into several. Of course, it sounds complicated, but it's actually quite intuitive. In the top area, you'll see the styles that are directly applied to the current element. In our case, that's are the following properties:

  • margin-bottom
  • margin-top
  • box-sizing
  • display

These 4 properties with tag or class selectors are directly related to the selected block. The tool shows not only the properties, but also the selectors to which those properties apply. Thus, it's easy enough to find the right place in the CSS file. In addition, to the right of each selector is the file in which the selector is located and the line number in the file. This is convenient, provided that you don't use plugins that compress CSS to one line. In that case, this information may not help you.

Below these selectors, you can see the block Inherited from ... - In the example above, the styles are inherited from the body.min-vh-100 selector. At the same time, they highlight those styles that directly affect the element. The rest of the pale color styles are not inherited.

In this tab, we can not only look at the styles, but, as with HTML, we can also edit/add/delete styles. Try clicking on any value in this tab and the web inspector will prompt you to change it. It will also prompt you for available default values, which is very handy if you have forgotten a value.

Computed tab

Now let's switch to the Computed tab. It looks as follows:

Computed tab in Chrome DevTools

And it's divided into several main areas. This is the last one, promise :)

At the top, you'll see a visual representation of the block model of the selected item. It contains all the properties that affect the final size of our element.Let's remember them:

  • width
  • height
  • border
  • margin - external indent
  • padding - internal indent

If you look at the example in this tutorial, you can see that the element now has a height and width, as well as a margin property of 24 pixels above and below.

The bottom area illustrates the principle of cascading in CSS. Here you can see a compilation of all the element styles. You can click on each property, and it'll give you the file and the line where the properties were applied to the element, and which selector added which property.

These are all the most basic things about Chrome DevTools that you should know at the beginning. If you try and write down all the possibilities, then you could make up an entire profession. Web inspectors are very powerful tools that are sure to help you at any stage of your development. It's also an indispensable assistant in real work. Always try to learn something new about these tools.


Do it yourself

Open the Web Inspector available to you on this page. Try going through the different tabs and see what information they carry. Change the HTML elements. Add different properties to the current page.


Аватары экспертов Хекслета

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From zero to a developer. Refunds in case you won't get a job

Frontend Developer icon
Profession
New
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.