Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос нашим менторам. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете

Virtual Dom

В одном из предыдущих курсов мы впервые столкнулись c изменением DOM в процессе взаимодействия со страницей. Этот способ резко отличается от того, который мы использовали в курсе JS: DOM API. Важнейшее отличие связано с тем, как происходит изменение состояния отрисованного экрана. Напомню вкратце, что при прямом манипулировании DOM нам нужно сделать следующее:

  1. Удалить из DOM то, что стало неактуально для следующего состояния.
  2. Изменить, если надо, те элементы, которые присутствуют на экране и должны остаться в новом.
  3. Добавить новые элементы на страницу (точечно).

Другими словами, чтобы перейти в новое состояние, нужно изменить старое. Значит про него надо знать.

В React всё совсем по-другому. После любого изменения и вызова setState React создаёт новое состояние и отрисовывает все компоненты так, как будто это происходит с нуля. На самом деле отрисовка действительно происходит с нуля. Нам не важно, что было до этого момента на экране и как оно располагалось. Любое изменение в React приводит к тому что приложение отрисовывается заново.

Создатели React называют этот подход one-way data flow:

  1. Действия пользователя приводят к изменению состояния приложения (через setState).
  2. React запускает цикл отрисовки. Начиная от того компонента, в котором было изменено состояние (как правило, корневой компонент), через пропсы данные постепенно распространяются от компонентов более высокого уровня до самых глубинных компонентов.
  3. Получившийся html интегрируется в страницу.

One-Way Data Flow

Те, кто хорошо знаком с функциональным подходом, могут увидеть прямую связь. React действительно делает мир неизменяемым (immutable). Самый простой способ реализовать подобное поведение - использовать mountElement.innerHTML, который заменяет html целиком после вызова setState. Хотя на практике этот подход сопряжён с кучей сложностей (я реализовывал подобную схему), он позволяет в 200 строк построить библиотеку, которая будет работать как React.

Главная проблема при использовании innerHTML связана с производительностью. Сказать, что это медленно — ничего не сказать. Поэтому создатели React пошли другим путём.

Дерево виртуального DOM

Когда я говорил, что компоненты отрисовываются, то немного лукавил. В реальности после того, как отработает их рендеринг (вызов функции render для всего дерева компонентов), создаётся так называемый виртуальный DOM (virtual DOM). Это просто JS-объект определённой структуры, который отражает состояние экрана. Далее React сравнивает новое дерево виртуального DOM со старым и строит разницу между ними ("дифф", или объект, описывающий разницу между старым и новым состоянием). И только в этот момент начинается отрисовка нового состояния в реальный DOM. Здесь уже должно быть понятно, что React умнее, чем кажется на первый взгляд, и вносит изменения в реальный DOM настолько эффективно, насколько это возможно, ведь он знает КАК его надо изменить.

Виртуальный DOM

Из описанного выше есть важное следствие. Тот реальный DOM, который находится под контролем React (это все потомки элемента, в который мы рендерим корневой компонент), не может изменяться никем снаружи React. Если подобное произойдёт, то React не сможет нормально функционировать, ведь ему приходится отслеживать текущее состояние DOM для того, чтобы производить вычисления "диффа". Когда подобное происходит, React ругается и говорит, что ему мешают работать.

Обращаю ваше внимание на то, что виртуальный DOM — не самоцель React, как многие думают. Это просто эффективный способ реализовать идею one-way data flow. Если бы работал вариант с innerHTML, то никто бы не делал виртуальный DOM.

И хотя построение JS-объекта — это гораздо более дешёвая операция, чем работа с реальным DOM, все равно могут возникать ситуации, когда процесс вычисления занимает много времени, и это тормозит приложение. Об этом мы поговорим в одном из следующих уроков.


<span class="translation_missing" title="translation missing: ru.web.courses.lessons.mentors.mentor_avatars">Mentor Avatars</span>

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят менторы из команды Хекслета или другие студенты.

Для полного доступа к курсу нужна профессиональная подписка

Профессиональная подписка откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, даст возможность обращаться за помощью к менторам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
115
курсов
892
упражнения
2241
час теории
3196
тестов

Зарегистрироваться

или войти в аккаунт

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 115 курсов, 2000+ часов теории
  • 800 практических заданий в браузере
  • 250 000 студентов

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг».

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Rambler
Логотип компании Bookmate
Логотип компании Botmother

Есть вопрос или хотите участвовать в обсуждении?

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг».

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Virtual Dom JS: React

One of the previous courses involved a first look at changing the DOM when interacting with a page. This method is drastically different from the one used in the JS: DOM API course. The most important difference has to do with how the state of the screen that's rendered changes. If you want to manipulate the DOM directly, you need to do the following:

  1. Remove the elements that have become irrelevant for the next state.
  2. If necessary, change the elements that are present on the screen and must stay in the new one.
  3. Add the new elements to the page (point by point).

In other words, in order to move to a new state, you have to change the old one. So you have to know about him.

In React, it's very different. After any change and call to setState React creates a new state and draws all components as if from scratch. In fact, the rendering really is done from scratch. It doesn't matter what was on the screen up to that point or how it was positioned. Any change in React causes the application to be rerendered.

The creators of React call this approach one-way data flow:

  1. A user action changes the state of the application (via setState).
  2. React starts the rendering loop. Starting from the component where the state was changed (usually the root component), the data gradually propagates through the props, starting from the higher-level components and going down to the deepest components.
  3. The resulting html is integrated into the page.

One-Way Data Flow

Those familiar with the functional approach can see a direct link. React really makes the world immutable. The easiest way to implement this behavior is to use mountElement.innerHTML, which replaces the entire html after the setState call. Although in practice this approach has a lot of difficulties (see the example implementation in the additional materials), it allows you to build a library that will work like React in 200 lines.

The main problem with using innerHTML is related to performance. To say it's slow is an understatement. So the creators of React went another way.

Virtual DOM tree

Earlier in the course, we said that components are rendered, but that's a bit off. In reality, after rendering (a call to the render function for the entire component tree), a so-called virtual DOM is created. It's just a JS object with a certain structure that reflects the state of the screen. Next, React compares the new virtual DOM tree with the old one and builds an object describing the difference between the old and the new state. It's only at this point that the new state starts to be drawn in the real DOM. It should be clear by now that React is smarter than it looks; it makes changes to the actual DOM as efficiently as possible because it knows HOW it should be changed.

Virtual DOM

There's an important corollary to the above. The actual DOM that React controls (which is all the descendants of the element that the root component is rendered into) cannot be changed by anyone outside the React application. If this happens, React won't be able to function properly because it has to monitor the current state of the DOM in order to do the diff calculations. When this happens, React gets annoyed and says it's being interfered with.

It's important to note that the virtual DOM is not an end in itself, as many people think. This is just an efficient way to implement the idea of one-way data flow. If innerHTML worked, no one would make a virtual DOM.

And although building a JS object is a much cheaper operation than working with the real DOM, there can still be situations where the calculation process takes a long time, thus slowing down the application. One of the following lessons will be devoted to this topic.


Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Frontend Developer icon
Profession
beginner
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.