Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Автоматное программирование JS: React

Тема конечных автоматов занимает центральную роль во фронтенд-разработке. Интерактивные элементы всегда вовлечены в процессы, связанные с изменением состояний. Модальные окна бывают открытые и скрытые, кнопка нажата, отжата или заблокирована (например, во время AJAX-запроса). Примеров бесконечное множество. Нередко эти автоматы зависят друг от друга, что порождает иерархию автоматов. Например, возможность взаимодействовать с элементом на экране может появляться только после нажатия кнопки "редактировать".

В React работа с автоматами проста до безобразия и в большинстве случаев не требует использования специальных библиотек. Возьмём, к примеру, кнопку, которая отвечает за показ куска текста. Её состояния можно описать так:

  • По умолчанию текст скрыт (состояние hidden)
  • Клик по кнопке отображает текст (состояние shown)
  • Повторный клик прячет текст (hidden)

В данном случае у кнопки два состояния, поэтому можно упростить задачу и использовать флаг как индикатор состояния. Назовём его как isShown.

Использовать флаги c булевыми значениями очень не рекомендуется в бэкенде, когда состояние хранится в базе. Цена изменения автомата слишком высока (изменение типа колонки с boolean на string), поэтому даже в случае бинарной логики лучше делать полноценный автомат с именованными состояниями. Другими словами, для хранения состояния используйте не булево поле (с true/false), а текстовое поле, в котором будет содержаться полное название состояния. Например, если статья может находиться в двух состояниях ("опубликована" или "не опубликована"), то нужно делать не поле 'published: bool' со значениями true и false, а поле 'publishing_state' со значениями 'published' и 'unpublished'`

See the Pen js_react_fsm by Hexlet (@hexlet) on CodePen.

Большая часть кода в React (как и во всем фронтенде) выглядит именно так, как в примере выше. События порождают изменения состояния в данных, на основе которых, в свою очередь, меняется представление. Количество конечных автоматов во фронтенд-приложениях растёт с астрономической скоростью, главное их видеть и выделять явно.

Структура состояния

Данные, с которыми работает React, как правило, приходят из бэкенда. И эти данные тоже участвуют в разных процессах и находятся в разных состояниях. Например, статья может быть опубликована, а может быть и нет. И в зависимости от того, в каком она состоянии, рисуется UI. И здесь начинается самое интересное. Конкретно состояние опубликованности статьи не является частью UI, но UI использует это состояние, а при изменениях оно синхронизируется на фронтенде и бэкенде. Но в UI часто появляются состояния, которые отвечают исключительно за внешний вид, но не являются частью данных.

Если предположить, что данные, пришедшие с бэкенда, внутри нашего объекта-состояния хранятся как список под ключом items, то возникает вопрос: куда записывать данные, отвечающие за состояние UI? То есть те самые состояния, которые появляются только при взаимодействии с пользователем и не используются на серверной стороне?

Пример: с бэкенда приходит статья такой структуры: { id: 3, name: 'How to program', state: 'published' }. Она отправляется в items. А в UI есть возможность зайти в её редактирование и для этого используется флаг (состояние) isEditing, который существует только на экране. Вопрос: где хранить эту переменную?

Самый простой вариант: изменить саму статью внутри items так, чтобы она имела такой вид: { id: 3, name: 'How to program', state: 'published', isEditing: true }. Хотя на первый взгляд он и кажется разумным, проблем он привносит больше, чем пользы. В основном эти проблемы связаны с задачами синхронизации. Иногда бывает нужно отправить всю статью на сервер (после изменений), а иногда перечитать её заново с бэкенда. В такой ситуации нужно будет либо извлекать только нужные данные, либо постоянно делать "мердж" (слияние), чтобы не потерять состояние UI. Практика показала, что гораздо проще добавлять отдельный список исключительно под задачи хранения состояния UI. То есть в стейте добавить отдельный список, например, под названием itemUIStates, и для статьи в него добавится элемент { articleId: 3, isEditing: true }.


Дополнительные материалы

  1. Почему сложно программировать UI
  2. Курс "Автоматное программирование"
  3. Урок "Процессы и автоматы, их описывающие"

Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Для полного доступа к курсу нужен базовый план

Базовый план откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, проектам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
1000
упражнений
2000+
часов теории
3200
тестов

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 130 курсов, 2000+ часов теории
  • 1000 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Отправляя форму, вы принимаете «Соглашение об обработке персональных данных» и соглашаетесь с «Условиями использования»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Фронтенд-разработчик
Профессия
Разработка фронтенд-компонентов для веб-приложений
6 октября 10 месяцев
Иконка программы Fullstack-разработчик
Профессия
Разработка фронтенд- и бэкенд-компонентов для веб-приложений
6 октября 16 месяцев

Используйте Хекслет по-максимуму!

  • Задавайте вопросы по уроку
  • Проверяйте знания в квизах
  • Проходите практику прямо в браузере
  • Отслеживайте свой прогресс

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы принимаете «Соглашение об обработке персональных данных» и соглашаетесь с «Условиями использования»

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Automata-based programming JS: React

The topic of finite automata is central to frontend development. Interactive elements are always involved in state-changing processes. Modal windows can have properties like open, hidden, button pressed, clicked, or blocked (e.g., during an AJAX request). The examples are endless. Often these automata depend on each other, which generates a hierarchy of automata. For example, the ability to interact with an item on the screen may appear only after pressing the “edit” button.

In React, working with automata is incredibly simple, and in most cases doesn't require you to use special libraries. Take, for example, a button that's responsible for displaying a piece of text. Its states can be described as follows:

  • By default, the text is hidden (hidden state)
  • Clicking the button displays the text (shown state)
  • Clicking again hides the text (hidden)

In this case, the button has two states, so you can simplify the task and use a flag as a status indicator. Let's call it isShown.

Using flags with boolean values is highly discouraged in the backend when the state is stored in the database. Changing an automaton is incredibly difficult (changing the column type from boolean to string), so even when you're using binary logic, it's better to make a full-fledged automaton with named states. In other words, don't use a boolean field (with true/false) to store the state, use a text field that will contain the full name of the state. For example, if an article can be in two states ('published' or 'unpublished'), you shouldn't have a 'published: bool' field with the values true and false, but rather a 'publishing_state' field with the values 'published' and 'unpublished'`

See the Pen js_react_fsm by Hexlet (@hexlet) on CodePen.

Most of the code in React (as well as the entire frontend) looks exactly like the example above. Events generate state changes in the data, which, in turn, changes the view. The number of finite automata in frontend applications is growing at an astronomical rate, the most important thing is to see them and distinguish them explicitly.

State structure

The data React works with usually comes from the backend. This data is also involved in different processes and different states. For example, an article may be published, or it may not be. The UI is generated based on what state it's in. And this is where the most interesting part begins. Specifically, the article's published state isn't part of the UI, but the UI uses this state, and it's synchronized in the frontend and backend when changes are made. But in the UI, there are often states that are solely responsible for the appearance, but are not part of the data.

Assuming that the data coming from the backend inside our state object is stored as a list under the items key, then this raises a question: where do we write the data responsible for the UI state? I.e., where do we write the states that appear only when interacting with the user and aren't used server side?

Example: an article comes from the backend with the following structure: { id: 3, name: 'How to program', state: 'published' }. It goes to items. And you can edit it in the UI object, we use (state) isEditing, which exists only on the screen, to this end. Question: Where do I store this variable?

The easiest option is to change the article itself inside items so that it looks like this: { id: 3, name: 'How to program', state: 'published', isEditing: true }. Although at first glance this seems reasonable, it brings more problems than benefits. Most of these problems are related to synchronization. Sometimes, you need to send the entire article to the server (after changes), and sometimes you need to reread it from the backend. In such a situation, you'll either need to extract only the necessary data, or to constantly merge so as not to lose the state of the UI. Practice has shown that it's much easier to add a separate list solely for the task of storing the state of the UI. I.e., a list called itemUIStates will appear in the state, and the element { articleId: 3, isEditing: true }.


Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Frontend Developer icon
Profession
beginner
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.