Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос нашим менторам. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете
JS: Полиморфизм

Объектная композиция

В этом уроке описывается система, которая помогает правильно организовывать код, построенный на классах.

В языках, где ООП построено без инкапсуляции, подобные проблемы решаются проще и возникают реже. Если хочется узнать как это бывает, попробуйте пописать код на Clojure или Elixir.

Предположим, что мы делаем сайт, имеющий механизм аутентификации. После её выполнения пользователю выводится приветствие, которое строится по-разному в зависимости от возраста пользователя. Если пользователю не исполнилось 18, то пишется одно, всем остальным — другое.

В данном случае, реализация в лоб, через if, будет лучшим решением задачи. Но в этом уроке мы отрабатываем использование полиморфизма в рамках классовой модели, поэтому пойдём другим путём. Сама задача специально упрощена, чтобы не тратить время на её анализ

Первый порыв у многих разработчиков ввести два класса: Under18 и Above18. Дальше в каждом из классов добавить по методу getMessage(). В итоге мы получили полиморфизм подтипов:

class Under18 extends User {
  getMessage() {
    // Hi Sam
    return `Hi ${this.firstName}`;
  }
}

class Above18 extends User {
  getMessage() {
    // Hello Mr Smith
    // Hello Mrs Tomson
    return `Hello ${this.appeal} ${this.firstName}`;
  }
}
// Где-то в шаблоне
// Правильный класс для пользователя выбирается на момент начала обработки http-запроса -.
= user.getMessage()

Это решение хоть и работает, но ведёт не по тому пути. Сегодня у нас до 18 и после, потом появится отдельное поведение для тех кто старше 65. Всё станет ещё хуже, когда кроме этих разделений появится дополнительное разделение по полу. В таком случае мы получим большое число комбинаций, под каждую из которых придётся создать отдельный класс пользователя:

  • девушки старше 18
  • девушки младше 18
  • парни старше 18
  • парни младше 18
  • ...

В книжках по паттернам любят приводить пример с разделением средств передвижения по типам: плавающие, летающие и ездящие. А потом, внезапно оказывается, что некоторые одновременно и плавают и ездят.

Теперь попробуем ответить на вопрос, почему эту задачу не надо решать подтипами в любом случае. Сам по себе пользователь — это сущность, взятая из нашей предметной области. Предметная область и вывод текста на экран — это совершенно разные вещи. Второе относится к логике приложения, но не бизнес-логике. Если об этом не задумываться, то в конце концов настанет момент, когда внутри пользователя окажется вообще всё, что только происходит на сайте, ведь оно всё так или иначе связано с самим пользователем. И мы получим божественный объект.

Правильное решение в таких ситуациях построено на композиции — подходе, основанном на взаимодействии объектов, а не на иерархии классов. Начнём сначала. В нашей задаче есть две ситуации: пользователи до 18 лет и пользователи старше. Это два разных варианта поведения, которые будут описываться двумя разными классами. Назовем их: GreetingForAbove18 и GreetingForUnder18. В каждом из классов реализуем метод getMessage. В каждом из классов этот метод будет возвращать именно то приветствие, которое требуется для этой категории пользователей.

class GreetingForUnder18 {
  getMessage(user) {
    return `Hi ${user.firstName}`;
  }
}

class GreetingForAbove18 {
  getMessage(user) {
    return `Hello ${user.appeal} ${user.firstName}`;
  }
}

Как пользователь будет взаимодействовать с объектами этих классов? Варианта два, либо мы передаём его в конструктор, либо в сам метод getMessage(user). Что правильнее? Всегда пытайтесь понять, имеем ли мы дело с абстракцией данных или нет. С самим пользователем всё понятно. Пользователь это абстракция данных, у него есть уникальность (все пользователи отличаются) и время жизни. А вот вывод сообщения — это операция без состояния. Само наличие класса и объекта для него обусловлено желанием получить полиморфизм подтипов и ничем более. Поэтому в данном примере лучше передавать пользователя через метод:

// Где-то в шаблоне
= greeting.getMessage(user)

За кадром остался вопрос выбора и создания соответствующего объекта. За это отвечает фабрика, которая вызывается где-то до формирования вывода из шаблона.

const buildGreetingObject = (user) => {
  if (user.getAge() < 18) {
    return new GreetingForUnder18();
  } else {
    return new GreetingForAbove18();
  }
}

Главное в этой схеме то, что пользователь остался пользователем. Он по-прежнему отвечает только за логику ядра приложения. Даже если добавятся новые условия вывода сообщения и наши два класса превратятся в 10 классов (потому что 10 вариантов вывода в зависимости от разных параметров), то это никак не повлияет на пользователя.

Что ещё более важно, при появлении новых задач, не связанных с выводом сообщения, пользователь по-прежнему не будет затронут. Например, мы захотим отправлять письма разным пользователям после регистрации. В зависимости от количества видов писем, будет создано такое же количество классов. Принцип работы останется таким же. Фабрика, выбор нужного типа в начале процесса регистрации и полиморфное поведение при отправке письма.

Внимательный читатель заметит, что результат подозрительно похож на стратегию. Как ни странно, это и есть стратегия.

В итоге, в коде появляется большое количество небольших классов. Количество этих классов равно количеству возможных вариантов поведения. Большинство объектов этих классов не имеют своего состояния и нужны для организации полиморфного кода.


Дополнительные материалы

  1. Архитектура и ООП
  2. Принцип разделения интерфейса

<span class="translation_missing" title="translation missing: ru.web.courses.lessons.mentors.mentor_avatars">Mentor Avatars</span>

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят менторы из команды Хекслета или другие студенты.

Для полного доступа к курсу нужна профессиональная подписка

Профессиональная подписка откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, даст возможность обращаться за помощью к менторам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
115
курсов
892
упражнения
2241
час теории
3196
тестов

Зарегистрироваться

или войти в аккаунт

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 115 курсов, 2000+ часов теории
  • 800 практических заданий в браузере
  • 250 000 студентов

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг».

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Rambler
Логотип компании Bookmate
Логотип компании Botmother

Есть вопрос или хотите участвовать в обсуждении?

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг».

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Object composition JS: Polymorphism

This lesson describes a system that helps you organize your class-based code properly.

In languages where OOP is done without encapsulation, such problems are solved more easily and occur less frequently. If you want to know how it happens, try writing code in Clojure or Elixir.

Let's imagine we're make a site that has an authentication mechanism. After it's executed, the user is presented with a greeting, which is put together differently depending on the age of the user. If the user is under 18, then one thing is written, for everyone else, it'll be something else.

In this case, a straightforward implementation, using if, would be the best solution to the problem. But in this lesson, we're looking at the use of polymorphism within the class model, so we'll go a different way. The task itself is specially simplified so we don't waste time analyzing it.

The first impulse of many developers would be to introduce two classes: Under18 and Above18. Next, it would be to add a getMessage() method in each class. What we'd get in the end is subtype polymorphism.

class Under18 extends User {
  getMessage() {
    // Hi Sam
    return `Hi ${this.firstName}`;
  }
}

class Above18 extends User {
  getMessage() {
    // Hello Mr Smith
    // Hello Mrs Tomson
    return `Hello ${this.appeal} ${this.firstName}`;
  }
}
// Somewhere in the template
// The correct class for the user is selected at the moment when http-request -. starts processing
= user.getMessage()

This solution, although it works, takes us down the wrong path. Today we have under and over 18, and then there'll be a separate behavior for those over 65. Things will get even worse when, in addition to these divisions, we also divide by gender. In this case, we get a large number of combinations, for each of which we have to create a separate user class:

  • Girls over 18
  • Girls under 18
  • Boys over 18
  • Boys under 18
  • ...

The pattern that books like to give examples of is separating vehicles by type: sailing, flying, and riding. And then, suddenly, it turns out that some people both sail and drive at the same time.

Now let's try to answer this question: Why shouldn't we use subtypes to solve this problem? The user themselves is an entity drawn from our domain. The subject domain and text output on the screen are completely different things. The second relates to application logic, but not to business logic. If you don't think about it, then you'll come to a point when everything that happens on the site will be within the user because it's all connected to the user themselves in one way or another. And we get a god object.

The right solution in such situations is based on composition, an approach based on the interaction of objects rather than on the hierarchy of classes. Let's start at the beginning. There are two situations in our task: users under 18 and users over 18. These are two different behaviors that will be described by two different classes. Let's call them: GreetingForAbove18 and GreetingForUnder18. We implement the getMessage method in each of the classes. In each class, this method will return exactly the greeting required for that category of user.

class GreetingForUnder18 {
  getMessage(user) {
    return `Hi ${user.firstName}`;
  }
}

class GreetingForAbove18 {
  getMessage(user) {
    return `Hello ${user.appeal} ${user.firstName}`;
  }
}

How will the user interact with the objects from these classes? There are two options, either we pass it to the constructor or to the getMessage(user) method itself. What's the right thing to do? Always try to understand whether we're dealing with data abstraction or not. Everything is clear with the users themselves. A user is a data abstraction, it has uniqueness (all users are different) and a lifetime. But the message output is a stateless operation. The very existence of a class and an object for it is due to the desire for subtype polymorphism and nothing more. So in this example, it's better to pass the user through a method:

// Somewhere in the template
= greeting.getMessage(user)

The issue of selecting and creating an appropriate object was left out of the picture. There's a factory responsible for this, which is called somewhere before the output from the template is generated.

const buildGreetingObject = (user) => {
  if (user.getAge() < 18) {
    return new GreetingForUnder18();
  } else {
    return new GreetingForAbove18();
  }
}

The main thing in this scheme is that the user remains a user. It's still only responsible for the logic of the application core. Even if new message output conditions are added and our two classes turn into 10 classes (because of 10 output options that depend on different parameters), it won't affect the user in any way.

More importantly, when new tasks appear that aren't related to the output of the message, the user will still be unaffected. For example, we'll want to send emails to different users after registration. The number of classes created will correspond to the number of types of emails. The principle will remain the same. The factory, choosing the right type at the beginning of the registration process, and the polymorphic behavior when sending an email.

Eagle-eyed readers will notice that the result is suspiciously similar to Strategy. Oddly enough, this is indeed Strategy.

As a result, a large number of small classes will appear in the code. The number of these classes is equal to the number of possible behaviors. Most of the objects of these classes have no state and are needed to organize polymorphic code.


Recommended materials

  1. Interface segregation principle

Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Frontend Developer icon
Profession
beginner
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.