Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Объекты-Сущности, Объекты-Значения и внедренные объекты JS: Объектно-ориентированный дизайн

Объекты-Сущности (entities objects)

Чаще всего когда говорят про ООП, то рассуждают про сущности предметной области, например, пользователи, заказы, товары и тому подобное. У такого использования объектов есть определенные условия, которые должны соблюдаться для обеспечения нормального функционирования.

Стоит сказать, что подобное использование ООП, хоть и описывается во всех учебниках как пример нужности ООП, имеет слабое отношение к реальному коду. На практике, большинство существующих классов и объектов в коде приложений, библиотек и фреймворков не имеют никакой связи с предметной областью. Их появление и использование крутится вокруг такой темы как полиморфизм, которая изучается в соответствующем курсе.

Время жизни. Подобные объекты создаются не ради одноразового использования, а живут какое-то время во время запуска программы или, что чаще, между запусками в каком-то хранилище. Например, пользователи Хекслета представлены объектами класса User. Они создаются во время регистрации и потом существуют в системе бесконечное время. Изредка они удаляются по инициативе самих пользователей.

Идентификация. Каким образом один пользователь отличается от другого? На первый взгляд, кажется, что можно использовать имя и фамилию. Но если разобраться, то никакой набор параметров не даст 100% надежности с одной стороны, а с другой они все могут измениться и точно изменятся со временем. Поэтому при работе с сущностями вводят искусственные идентификаторы, которые, как правило, формирует база данных. Затем сравнение происходит именно по ним.

class User {
  constructor(id, name) {
    this.id = id;
    this.name = name;
  }

  equals(user) {
    return this.id === user.id;
  }
}

// С точки зрения нашей системы это один и тот же пользователь
// С точки зрения js – разные объекты
const user1 = new User(3, 'mike');
const user2 = new User(3, 'mike');

const user3 = new User(1, 'mike');

user1.equals(user2); // true
user1.equals(user3); // false

Это очень напоминает механизм сравнения объектов в JavaScript. Они сравниваются не по совпадению данных, а по ссылке, которая внутри представлена каким-то числовым значением. Поэтому разные объекты хранящие одинаковые данные это всегда разные объекты, что логично.

Объекты, имеющие свою идентификацию и время жизни, называют объектами-сущностями (entities). Но кроме них существует и другая разновидность объектов, тоже, как правило, связанная с предметной областью – это объекты-значения. Что это?

Объекты-Значения (value objects)

Когда у нас в кошельке лежит 10$, то нам не важно какая конкретно это купюра. Мы легко можем взять эту купюру, поменять ее на другую эквивалентную по номиналу. Для нас в этот момент ничего не меняется. Десять долларов остались десятью долларами. То же самое можно сказать и про многое другое, например: адреса доставки, страна проживания, путь до файла, адрес страницы сайта, точки на плоскости. Во всех этих ситуациях нас волнует само значение, сам факт его существования.

Представьте себе систему в которой идет работа с деньгами. Причем в разных валютах. В такой ситуации удобно представить деньги в виде объекта, который помимо номинала хранит информацию о валюте. Как в таком случае должно работать сравнение?

const m1 = new Money(150, 'usd');
const m2 = new Money(130, 'eur');

// Предположим, что 150 долларов по текущему курсу равны 130 евро
// Функция конвертирует деньги для сравнения
m1.equals(m2); // true

Данный код выражает озвученную ранее идею. Нам не важны объекты, нам важны значения. Объект здесь служит лишь способом организации кода, но он никак не идентифицирует хранящиеся внутри него данные. Такие объекты называют объектами-значениями.

Если говорить откровенно, то реальность чуть сложнее. Одни и те же вещи могут быть как объектами-значениями так и объектами-сущностями. Все зависит от конкретной предметной области. Для большинства компаний деньги — это действительно просто значения, но не для тех кто их печатает. Им очень важно различать купюры между собой и поэтому на каждой из них есть уникальный номер, который и позволяет проводить идентификацию.

Объекты-значения – искусственная штука. Часто они не нужны и достаточно пользоваться простым значением, особенно если оно примитивное. С другой стороны, когда значение составное, такое как точка на плоскости, адрес или адрес страницы сайта (она состоит из многих частей), подобные объекты помогают упростить код за счет удобной абстракции. В JavaScript встроен класс URL, который как раз и служит для представления адреса в сети в виде объекта со множеством удобных методов:

import { URL } from 'url';

const url = new URL('/courses?page=2', 'https://ru.hexlet.io')
url.host; // 'ru.hexlet.io'
url.pathname; // '/courses'
url.searchParams.get('page'); // '2'

По идее два адреса равны если это один и тот же адрес. К сожалению, JavaScript не представляет простого способа проверить равенство, поэтому в сети есть немало статей, в которых авторы пытаются решить эту проблему самостоятельно. Скорее такую ситуацию можно отнести к ошибке (недоработке) в дизайне стандартной библиотеки, так как URL — это типичный пример объекта-значения.

Встраиваемые объекты (embedded objects)

Как правило, данные, с которыми работают веб-приложения, хранятся в реляционных базах данных. В них каждая сущность представляется строкой в таблице, где каждое поле соответствует свойству объекта. При такой организации хранения иногда возникают ситуации, когда несколько свойств сущности описывают что-то одно. Распространенный пример – почтовый адрес:

// Поиск из базы по идентификатору
// Гипотетический код
const user = User.find(5);

user.street; // 'lenina'
user.zipcode; // 432111
user.house; // 10

Существует два подхода для работы с такими данными. Согласно первому, любая логика по работе с этими данными описывается внутри самой сущности. Например, вывод адреса в виде текста:

class User {
  // Где-то здесь конструктор и другие методы

  getFullAddress() {
    return `${this.street}, ${this.house}, ${this.zipcode}`;
  }
}

user.getFullAddress();

Главная проблема здесь – возможное дублирование если адрес встречается где-то еще кроме пользователя. Тогда придется реализовывать методы по работе с этими данными везде, где они встречаются.

Второй подход – создать отдельный класс и внедрить объект этого класса в основной объект. Звучит страшно, но на практике очень просто:

class Address {
  constructor(street, house, zipcode) {
    this.street = street;
    this.house = house;
    this.zipcode = zipcode;
  }

  toString() {
    return `${this.street}, ${this.house}, ${this.zipcode}`;
  }
}

class User {
  // Где-то здесь конструктор и другие методы

  getAddress() {
    // Так как у нас объект-значение,
    // то можно не боясь создавать его любое количество раз,
    // но в случае необходимости можно этот процесс оптимизировать
    return new Address(this.street, this.house, this.zipcode);
  }
}

user.getAddress().toString();

Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Для полного доступа к курсу нужен базовый план

Базовый план откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, проектам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
1000
упражнений
2000+
часов теории
3200
тестов

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно

  • 130 курсов, 2000+ часов теории
  • 1000 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Отправляя форму, вы принимаете «Соглашение об обработке персональных данных» и условия «Оферты», а также соглашаетесь с «Условиями использования»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Фронтенд-разработчик
Профессия
с нуля
Разработка фронтенд-компонентов для веб-приложений
2 февраля 10 месяцев
Иконка программы Онлайн-буткемп. Фронтенд-разработчик
Профессия
Новый с нуля
Интенсивное обучение профессии в режиме полного дня
9 февраля 4 месяца
Иконка программы Node.js-разработчик
Профессия
с нуля
Разработка бэкенд-компонентов для веб-приложений
2 февраля 10 месяцев
Иконка программы Fullstack-разработчик
Профессия
с нуля
Разработка фронтенд- и бэкенд-компонентов для веб-приложений
2 февраля 16 месяцев

Используйте Хекслет по-максимуму!

  • Задавайте вопросы по уроку
  • Проверяйте знания в квизах
  • Проходите практику прямо в браузере
  • Отслеживайте свой прогресс

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы принимаете «Соглашение об обработке персональных данных» и условия «Оферты», а также соглашаетесь с «Условиями использования»

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

Entity Objects, Value Objects, and Embedded Objects JS: Object oriented design

Entities objects

When people talk about OOP, they generally talk about domain entities, such as users, orders, goods, and so on. The use of these objects has certain conditions that must be met to ensure normal functioning.

It's worth saying that using OOP in such a way, although it's described in all textbooks as an example of the necessity of OOP, has little to do with real code. In practice, most of the existing classes and objects in application code, libraries, and frameworks have no connection to the subject area. Their emergence and use revolves around topics such as polymorphism.

Lifetime. Such objects are not created to be used once, but rather they live for some time while the program is running or, more often, between launches, in a repository. For example, users in Hexlet are represented by User class objects. They're created during registration and then exist in the system indefinitely. Occasionally, they're deleted via the user's actions.

Id. How is one user different from another? At first glance, it seems that you can just use your first and last name. But if you think about it, no set of parameters will give 100% reliability, and they can and will change over time. Therefore, when working with entities, it's a good idea to introduce artificial identifiers, which, as a rule, are formed by the database. Then it's just them that does the comparison.

class User {
  constructor(id, name) {
    this.id = id;
    this.name = name;
  }

  equals(user) {
    return this.id === user.id;
  }
}

// From our system's perspective, it's the same user
// from JS's perspective, they're different objects
const user1 = new User(3, 'mike');
const user2 = new User(3, 'mike');

const user3 = new User(1, 'mike');

// A similar check scheme exists in all ORMs
user1.equals(user2); // true
user1.equals(user3); // false

This is very similar to the object comparison mechanism in JavaScript. They're not compared by matching data, but by a link, which is represented internally by some numerical value. So different objects storing the same data are always different objects, which is logical.

Objects that have their own identity and lifetime are called entity objects. But besides them, there's another kind of objects, which are also, as a rule, related to the subject area – these are value objects. What are they?

Value objects

When we have $10 in our wallet, we don't care what kind of bill it is. We could easily take that bill and exchange it for another one of equivalent value. Nothing changes for us at this point. Ten dollars is ten dollars. The same can be said for many other things, such as shipping addresses, country of residence, file path, webpage addresses, points on a plane. In all these situations we need to think about the value itself, the very fact of its existence.

Imagine a system that deals with money. And in different currencies. In this situation, it's convenient to think of money as an object that stores information about the currency in addition to the face value. How should the comparison work in this case?

const m1 = new Money(150, 'usd');
const m2 = new Money(130, 'eur');

// Let's assume that $150 at the current exchange rate equals 130 €
// the function converts money for comparison
m1.equals(m2); // true

This code expresses the idea expressed earlier. We don't care about objects, we care about values. The object here serves only as a way of organizing code, it doesn't identify the data stored within it in any way. Such objects are called value objects.

The reality is a little more complicated, to tell the truth. Things can be both value objects and entity objects at the same time. It all depends on the specific subject area. For most companies, money is just value, but not for those who print it. They need to distinguish bills from each other, and because of it, each note has a unique number on it, which allows for identification.

Value objects are artificial things. Often they're not needed, and it's enough to use a simple value, especially if it is primitive. On the other hand, when a value is composite, such as a point on a plane, an address, or a URL (it consists of many parts), such objects help simplify the code through convenient abstraction. JavaScript has a built-in URL class used to represent a web address as an object with a lot of convenient methods:

import { URL } from 'url';

const url = new URL('/courses?page=2', 'https://hexlet.io');
url.host; // 'hexlet.io'
url.pathname; // '/courses'
url.searchParams.get('page'); // '2'

In theory, two addresses are equal if they're the same address. Unfortunately, JavaScript doesn't present an easy way to check equality, so there are quite a few articles on the web in which the authors try to solve this problem for themselves. This situation can most likely be attributed to a bug (flaw) in the design of the standard library since a URL is a typical example of a value object.

Embedded objects

Typically, the data that web applications work with is stored in relational databases. In them, each entity is represented by a row in a table, where each field corresponds to a property of the object. With this kind of storage organization, there are sometimes situations where multiple entity properties describe one thing. A common example is a mailing address:

// Search from a database by identifier
// Hypothetical code
const user = User.find(5);

user.street; // 'Main Street'
user.zipcode; // 10044
user.house; // 10

There are two approaches for dealing with such data. According to the first approach, any logic for dealing with this data is described within the entity itself. For example, outputting the address as text:

class User {
  // Somewhere in here is a constructor and other methods

  getFullAddress() {
    return `${this.street}, ${this.house}, ${this.zipcode}`;
  }
}

user.getFullAddress();

The main problem here is possible duplication if the address occurs somewhere else than the user. Then you have to implement methods to work with this data everywhere they occur.

The second approach is to create a separate class and embed an object of that class in the main object. It sounds scary, but in practice it's very simple:

class Address {
  constructor(street, house, zipcode) {
    this.street = street;
    this.house = house;
    this.zipcode = zipcode;
  }

  toString() {
    return `${this.street}, ${this.house}, ${this.zipcode}`;
  }
}

class User {
  // Somewhere in here is a constructor and other methods

  getAddress() {
    // Since we have an object-value,
    // you can create it any number of times without fear,
    // but this process can be optimized if necessary
    return new Address(this.street, this.house, this.zipcode);
  }
}

user.getAddress().toString();

Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Frontend Developer icon
Profession
beginner
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.