Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

Парадигмы программирования JS: Функции

В программировании часто используется термин "парадигма".

Паради́гма программи́рования — это совокупность идей и понятий, определяющих стиль написания компьютерных программ (подход к программированию). Это способ концептуализации, определяющий организацию вычислений и структурирование работы, выполняемой компьютером. (Wikipedia)

Парадигма — это больше, чем просто другой алгоритм решения задачи. Как правило, структура кода при использовании разных парадигм отличается очень значительно и требует знаний, выходящих за рамки только синтаксиса языка (например, автоматное программирование требует хотя бы базового понимания теории автоматов). Причём подавляющее большинство современных (и не очень) языков программирования являются мультипарадигменными и позволяют писать код, используя множество стилей. Иногда эти стили взаимоисключающие, иногда они дополняют друг друга. К текущему моменту мы писали код, используя две парадигмы: императивную и декларативную.

Paradigms

Императивная парадигма

Императивная парадигма — стиль написания кода в виде набора последовательных инструкций (команд) с активным использованием переменных. Возможно, данное определение звучит страшно, но на практике императивный стиль является доминирующим. Не считая этого курса, весь остальной код мы писали именно в императивном стиле.

// Поиск максимального числа
const numbers = [10, 20, 52, 105, 56, 89, 96];

let max = numbers[0];
for (const number of numbers) {
  if (number > max) {
    max = number;
  }
}

console.log(max); // => 105

В императивном стиле широко используется присваивание (а значит, и переменные) и циклы. Эта парадигма популярна потому, что она в точности соответствует тому, как работает компьютер: последовательно выполняет инструкции и использует память для хранения промежуточных результатов. Обычно говорят, что императивная программа отвечает на вопрос КАК («как достичь нужного результата»).

JavaScript, впрочем, как и Java/Ruby/Python/C#/Perl/PHP/Go, относится к императивным языкам. То есть языкам, в которых доминирующей является императивная парадигма (язык толкает к её использованию). Что, однако, не мешает использовать и другие парадигмы в рамках этих языков.

Декларативная парадигма

Императивному стилю противопоставляют декларативный, который нередко называют функциональным. Ключевое отличие функционального стиля от императивного в том, что при таком стиле программа выглядит как спецификация (которая может быть очень сложной), а не как набор инструкций. То есть программа отвечает на вопрос ЧТО («что мы хотим получить»). Эту грань довольно трудно уловить сразу, но, например, вся математика, по своей сути, декларативна.

// Поиск максимального числа
const numbers = [10, 20, 52, 105, 56, 89, 96];

const max = numbers.reduce(
  (acc, number) => number > acc ? number : acc,
  numbers[0],
);

console.log(max); // => 105

Главное отличие декларативной парадигмы от императивной на практике — отсутствие присваивания. Вы можете мне возразить, что в коде выше определяются константы и в них сохраняются значения. Присмотритесь к коду внимательнее, вы заметите что константы создаются ровно один раз, инициализируются первоначальными значениями, которые больше не меняются (в этом смысл констант). Конструкцию, типа const myVar = expression, можно рассматривать как логическое высказывание. В математике это звучало бы так: "допустим, A — это множество чисел". Что бы мы дальше ни делали, "A" остаётся всегда тем же, чем было во время определения.

Дело в том, что в математике доказательства строятся с помощью логических цепочек. Из одних утверждений следуют другие, и таким образом мы можем прийти к решению задачи. Всё это возможно только в том случае, когда утверждения не изменяются. Иначе, следствия могут оказаться неверными уже после того, как они были получены, а значит мы не сможем рассуждать логически.

То же самое касается и acc с number. Эти параметры всегда определяются ровно один раз, так как каждый вызов функции при таком определении (без использования ссылок) не зависит от другого вызова. В мире функциональных языков такую операцию называют связывание. Визуально оно выглядит как присваивание, но это не оно. Попытка связать уже связанный идентификатор (в функциональных языках нет переменных) завершится ошибкой. Ниже пример на языке Erlang:

1> A = 4.
4
2> A = 'hey'.
** exception error: no match of right hand side value hey

Отсутствие присваивания автоматически означает то, что в функциональной парадигме невозможно использование циклов. Вместо них используется рекурсия. Другой важной особенностью функционального стиля считается активное использование функций как объектов первого рода. В основном в функциях высшего порядка. Причём они способны заменить рекурсию в подавляющем большинстве задач, в чем мы уже убедились в предыдущих уроках (убедились так, что даже не рассматривали рекурсию). Любая задача из представленных решалась основной тройкой функций высшего порядка.

Языков, использующих декларативную парадигму, довольно много. Они, в своей массе, менее популярны, чем императивные, но прочно занимают определённые ниши и активно используются в промышленном программировании. К таким языкам относятся: Haskell/Erlang/Elixir/OCaml/F#. В этих языках нет присваивания и циклов. Императивный код на них написать просто невозможно. Немного особняком стоят такие языки, как Scala и Clojure (и другие из семейства LISP). В этих языках основная парадигма — декларативная, и язык толкает к тому, чтобы писать в таком стиле, но при необходимости на них можно написать самый настоящий императивный код с присваиванием и циклами. А вот почти все императивные языки позволяют писать декларативно. Причём, если одни языки имеют довольно слабую поддержку декларативной парадигмы, то другие настолько мощную, что в них можно писать только декларативно (если хочется). К последним относится и современный JavaScript.

Другие парадигмы

Большинство других парадигм являются разновидностями функциональной или императивной парадигм. Из наиболее значимых я бы выделил следующие:

  • Логическое программирование
  • Автоматное программирование
  • Объектно-ориентированное программирование
  • Метапрограммирование

Дополнительные материалы

  1. Парадигмы
  2. Ссылочная (референциальная) прозрачность

Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.
Об обучении на Хекслете

Для полного доступа к курсу нужен базовый план

Базовый план откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, проектам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
900
упражнений
2000+
часов теории
3200
тестов

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 120 курсов, 2000+ часов теории
  • 900 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Фронтенд-разработчик
Профессия
Разработка фронтенд-компонентов веб-приложений
8 декабря 8 месяцев
Иконка программы Node.js-разработчик
Профессия
Разработка бэкенд-компонентов веб-приложений
8 декабря 8 месяцев

Используйте Хекслет по максимуму!

  • Задавайте вопросы по уроку
  • Проверяйте знания в квизах
  • Проходите практику прямо в браузере
  • Отслеживайте свой прогресс

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Отправляя форму, вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Register to get access to 15+ free programming courses with interactive exercises

Programming paradigms JS: Functions

We often use the term "paradigm" in programming.

A programming paradigm is a set of ideas and concepts that define the style, or programming approach, for writing computer programs. It's a way of conceptualizing, that defines the organization of computation and structures the work done by a computer.

A paradigm is more than just another problem-solving algorithm. Generally, the code structure differs greatly when using different paradigms and requires knowledge beyond just language syntax (for example, automata-based programming requires at least a basic understanding of automata theory). And the vast majority of modern (and not so modern) programming languages are multi-paradigm, allowing you to write code using many styles. Sometimes, these styles are mutually exclusive, but sometimes they complement each other. As of now, we've written code using two paradigms, imperative and declarative.

Paradigms

The Imperative Paradigm

The imperative paradigm is a style of writing code as a set of sequential instructions (commands) with active use of variables. This definition may seem scary, but in practice, the imperative style is the dominant one. Excluding this course, all the rest of our code has been written in the imperative style.

// Search for the maximum number
const numbers = [10, 20, 52, 105, 56, 89, 96];

let max = numbers[0];
for (const number of numbers) {
  if (number > max) {
    max = number;
  }
}

console.log(max); // => 105

The imperative style makes extensive use of assignment (and therefore variables) and loops. This paradigm is popular because it corresponds exactly to how a computer works: it sequentially executes instructions and uses memory to store intermediate results. An imperative program is often said to answer HOW questions(“how to achieve the desired result”).

JavaScript, like Java, Ruby, Python, C#, Perl, PHP, and Go, is an imperative language. I.e., it's' a language in which the imperative paradigm is dominant (the language pushes you to use it). This, however, does not prevent the use of other paradigms within these languages.

The Declarative Paradigm

The declarative style is often referred to as the functional style, it's very much the opposite of the imperative style. The key difference between the functional and the imperative style is that with this style, the program looks like a datasheet (which can be very complex) rather than a set of instructions. That is, the program answers WHAT questions ("what we want to get"). This is rather difficult to grasp straight away, but we can look at it this way: mathematics is inherently declarative.

// Find the maximum number
const numbers = [10, 20, 52, 105, 56, 89, 96];

const max = numbers.reduce(
  (acc, number) => number > acc ? number : acc,
  numbers[0],
);

console.log(max); // => 105

The main difference between the declarative and the imperative paradigm, in fact, is that you don't assign values to variables in declarative programming. You can argue that the code above defines constants and stores values in them. If you look at the code more closely, you'll notice that constants are created exactly once, are initialized with their original values, and don't change anymore (which is the point of constants). A construct like const myVar = expression, can be viewed as a logical proposition. In mathematics, it would sound like this: “suppose A is a set of numbers”. No matter what we do next, “A” is always the same as it was at the time of the definition.

The fact is that in mathematics, proofs are constructed using chains of logic. Statements follow other statements, and this is how we reach the solution to a given problem. None of this is possible if the statements don't change. Otherwise, the results may be wrong after they've been received, which means we can't reason logically.

The same goes for acc and number. These parameters are always only defined once since each function call in this definition (without reference values) does not depend on other calls. In the world of functional languages, this operation is called binding. Visually it looks like assigning something to a variable, but it's not. Attempting to bind an already bound identifier (there are no variables in functional languages) will result in an error. Below is an example in Erlang:

1> A = 4.
4
2> A = 'hey'.
** exception error: no match of right hand side value hey

Not being able to assign variables means that loops are incompatible with functional programming. Recursion is used instead. Another important feature of the functional style is that functions are actively used as first-class objects. Mostly in higher-order functions. And they can replace recursion for the vast majority of tasks, as we've already seen in previous lessons (where we even omit recursion). Any of the problems presented were solved by the three main higher-order functions.

There are quite a few languages that use the declarative paradigm. They are, on the whole, less popular than imperative ones, but they firmly occupy certain niches and are actively used in programming for certain industries. Such languages include: Haskell/Erlang/Elixir/OCaml/F#. There are no assignments or loops in these languages. It's simply impossible to write imperative code using them. Languages like Scala and Clojure stand out quite a lot (as do others in the LISP family). In these languages, the basic paradigm is declarative, and the language pushes you towards writing in this style, but you can write real imperative code by assigning values to variables and using loops if necessary. But almost all imperative languages allow you to write declaratively. Moreover, while some languages have rather weak support for the declarative paradigm, others are so powerful that you can write in them purely declaratively (if you want to). The latter includes modern JavaScript.

Other Paradigms

Most other paradigms are varieties of the functional or imperative paradigm. The most significant, in my opinion, are the following:

  • Logic programming
  • Automata-based programming
  • Object-oriented programming
  • Metaprogramming

Recommended materials

  1. Programming paradigm
  2. Referential transparency

Аватары экспертов Хекслета

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From zero to a developer. Refunds in case you won't get a job

Frontend Developer icon
Profession
New
Development of front-end components for web applications
start anytime 10 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.