Зарегистрируйтесь для доступа к 15+ бесплатным курсам по программированию с тренажером

3D трансформации. Основы CSS: Transform (трансформация объектов)

Сегодня много способов создать 3D на странице, но CSS позволяет это сделать «нативно», то есть без применения сторонних плагинов. В оставшихся уроках этого курса мы рассмотрим всё, что связано с трансформациями в трёхмерном пространстве. От создания элементов, до их искажений.

Чем двухмерный объект отличается от трёхмерного? Если говорить с точки зрения науки, то появляется новая ось координат. В прошлых уроках мы производили трансформации только по двум осям: x и y. В трёхмерном пространстве появляется дополнительная ось z, благодаря которой мы можем добавить глубины объекту.

Координаты x, y, z

В процессе прохождения второй части курса мы научимся работать с осью z, и для того, чтобы увидеть основные изменения в стилях вводится понятие перспективы, то есть расстояние между экраном и расположением элемента в глубине по оси z. Именно перспектива является тем, на что опирается мозг для определения трёхмерности объекта.

Перспектива

Перспектива указывается у родительского объекта, внутри которого будут находится элементы с трансформациями. Обратите внимание на следующий пример. В нём для объектов указаны одинаковые стили и одинаковая анимация с одной разницей: одна из сцен имеет переспективу в 800 пикселей. В этом примере обратите внимание на то, как вращаются элементы по оси x. В сцене с перспективой есть глубина и элемент не просто визуально меняет свои размеры, но и видно именно его поворот, в отличие от соседней сцены. В двухмерной сцене такое вращение достигается путём сжимания и разжимания элемента, а не непосредственного его вращения, так как отсутствует дополнительная ось z.

.scene-perspective {
  perspective: 800px;
}

Перспектива в CSS

Управлять перспективой в CSS можно используя свойство perspective. Оно может принимать любое значение, которыми можно определить размер: px, em, rem и так далее. Свойство показывает, на каком расстоянии по оси z располагается элемент.


Важно: чем больше значение, тем дальше элемент находится от зрителя. Это означает, что его трансформации будут менее заметны, чем у объекта, который находится ближе. Но за этим стоит и проблема: малое значение перспективы может деформировать элемент не так, как мы это ожидаем.


.scene-perspective-200 {
  perspective: 200px;
}

.scene-perspective-800 {
  perspective: 800px;
}

.scene-perspective-5000 {
  perspective: 5000px;
}

В этом примере можно заметить, что чем меньше перспектива, тем ближе к нам происходит вращение. При значении в 200 пикселей складывается ощущение, что блок проворачивают прям перед нашими глазами, а значит объект искажается. При перспективе в 5000 пикселей эффект не такой заметный, так как объект очень далеко от нас. Если увеличить значение до размеров в 20000 пикселей, то вращение будет похоже на то, что происходит в двухмерном пространстве.

Точка зрения

Здесь мы говорим не о мыслях, а о действительной точке зрения на объект, то есть о том, в какой позиции мы находимся: слева, справа, сверху, снизу, немного сбоку и так далее. Изменение точки зрения сильно влияет на то, как объект будет трансформироваться. Чтобы в этом убедиться, вы можете взять любой объект в руку и начать его вращать. Постепенно меняйте положение своей головы или объекта и обратите внимание на то, как вы будете видеть то же вращение, но под другим углом.

Точка зрения при использовании перспективы в CSS

Для определения точки зрения используется свойство perspective-origin. По своим значением оно схоже со свойством transform-origin, только теперь определяется не точка трансформации, а точка, с которой мы наблюдаем трансформацию. По умолчанию такой точкой является центр объекта, которое записывается так:

.object {
  perspective-origin: 50% 50%;
}

В примере выше для каждого блока использовано только одно из трёх значений. Обратите внимание на то, как меняется восприятие от вращение объекта при разных точках зрения.

.scene-perspective {
  perspective: 800px;
}

.perspective-left {
  perspective-origin: left;
}

.perspective-center {
  perspective-origin: center;
}

.perspective-right {
  perspective-origin: right;
}

Важно: свойство perspective-origin используется для контейнера, внутри которого находятся трансформируемые элементы. Если для разных элементов вам нужны разные точки зрения, то используйте несколько контейнеров. В примерах выше свойства perspective и perspective-origin не будут работать, если указать значения у селектора .box



Самостоятельная работа

  • Скопируйте все примеры из текущего урока и изменяйте значения свойств perspective и perspective-origin
  • Воспроизведите примеры в реальном мире. Используя подручные предметы вращайте их и меняйте расстояние до объекта и точку зрения

Аватары экспертов Хекслета

Остались вопросы? Задайте их в разделе «Обсуждение»

Вам ответят команда поддержки Хекслета или другие студенты.

Ошибки, сложный материал, вопросы >
Нашли опечатку или неточность?

Выделите текст, нажмите ctrl + enter и отправьте его нам. В течение нескольких дней мы исправим ошибку или улучшим формулировку.

Что-то не получается или материал кажется сложным?

Загляните в раздел «Обсуждение»:

  • задайте вопрос. Вы быстрее справитесь с трудностями и прокачаете навык постановки правильных вопросов, что пригодится и в учёбе, и в работе программистом;
  • расскажите о своих впечатлениях. Если курс слишком сложный, подробный отзыв поможет нам сделать его лучше;
  • изучите вопросы других учеников и ответы на них. Это база знаний, которой можно и нужно пользоваться.

Об обучении на Хекслете

Для полного доступа к курсу нужен базовый план

Базовый план откроет полный доступ ко всем курсам, упражнениям и урокам Хекслета, проектам и пожизненный доступ к теории пройденных уроков. Подписку можно отменить в любой момент.

Получить доступ
900
упражнений
2000+
часов теории
3200
тестов

Открыть доступ

Курсы программирования для новичков и опытных разработчиков. Начните обучение бесплатно.

  • 130 курсов, 2000+ часов теории
  • 900 практических заданий в браузере
  • 360 000 студентов
Даю согласие на обработку персональных данных, соглашаюсь с «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Наши выпускники работают в компаниях:

Логотип компании Альфа Банк
Логотип компании Aviasales
Логотип компании Yandex
Логотип компании Tinkoff
Рекомендуемые программы

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Иконка программы Верстальщик
Профессия
Вёрстка с использованием последних стандартов CSS
в любое время 5 месяцев

Используйте Хекслет по максимуму!

  • Задавайте вопросы по уроку
  • Проверяйте знания в квизах
  • Проходите практику прямо в браузере
  • Отслеживайте свой прогресс

Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт

Даю согласие на обработку персональных данных, соглашаюсь с «Политикой конфиденциальности» и «Условиями оказания услуг»

Изображение Тото

Задавайте вопросы, если хотите обсудить теорию или упражнения. Команда поддержки Хекслета и опытные участники сообщества помогут найти ответы и решить задачу

Register to get access to free programming courses with interactive exercises

3D Transformations. Fundamentals CSS: Transform (Transform objects)

Today, there are many ways to create three dimensions on the page, but CSS allows you to do it natively, i.e., without using third-party plug-ins. In the remaining lessons in this course, we'll look at everything related to transformations in three-dimensional space. From creating elements to distorting them.

How is a 2D object different from a 3D object? Scientifically speaking, there's a new axis of coordinates. In the previous lessons, we did transformations on only two axes: x and y. In 3D space, an additional z-axis appears, which allows us to add depth to an object.

Coordinates x, y, z

In the second part of the course, we'll learn how to work with the z-axis, and we'll introduce the concept of perspective, i.e., the distance between the screen and the location of the element “behind the screen” along the z-axis. Perspective is what the brain relies on to see whether an object is three dimensions.

Perspective

Perspective is specified at the parent object, inside which there will be elements with transformations. Note the following example. It has the same object styles and the same animation with one difference, one of the scenes has a perspective of 800 pixels. In this example, notice how the elements rotate on the x-axis. In the scene with perspective, there's depth, and the element doesn't just visually change its size, you can see exactly how it turns, unlike the adjacent scene. In the two-dimensional scene, this rotation is achieved by compressing and uncompressing the element, rather than rotating it directly, since there is no additional z-axis.

.scene-perspective {
  perspective: 800px;
}

Perspective in CSS

You can control the perspective in CSS using the perspective property. It can take any value that can be used to define size: px, em, rem and so on. The property shows what position along the z-axis the element is located at.


Note: that the greater the value, the farther the element will be from the viewer. This means that its transformations will be less noticeable than those of an object that's closer. But there's also a problem here, a low perspective value can deform an element in a different way than we expect it to.


.scene-perspective-200 {
  perspective: 200px;
}

.scene-perspective-800 {
  perspective: 800px;
}

.scene-perspective-5000 {
  perspective: 5000px;
}

In this example, we can see that the smaller the perspective, the closer to us the rotation occurs. At 200 pixels, it feels like the block is rotated right in front of our eyes, which means the object is distorted. With a perspective of 5000 pixels, the effect isn't as noticeable because the object is very far away from us. If you increase the value to 20000 pixels, the rotation will be similar to what happens in two-dimensional space.

Viewpoint

We're not talking about opinions here, but rather about our actual viewpoint on an object, i.e., what position we are in: left, right, above, below, slightly to the side, and so on. Changing the point of view greatly affects how the object will be transformed. To see for yourself, you can take any object in your hand and start rotating it. Gradually change the position of your head or the object and notice how you see the same rotation from a different angle.

Point of view when using perspective in CSS

The perspective-origin property is used to define the viewpoint. Its value is similar to the transform-origin property, only now it's not the point of transformation that is defined, but the point from which we observe the transformation. By default, this viewpoint is the center of the object, which is written as follows:

.object {
  perspective-origin: 50% 50%;
}

In the example above, only one of the three values is used for each block. Notice how the perception changes from the rotation of the object at different points of view.

.scene-perspective {
  perspective: 800px;
}

.perspective-left {
  perspective-origin: left;
}

.perspective-center {
  perspective-origin: center;
}

.perspective-right {
  perspective-origin: right;
}

Note: that the perspective-origin property is used for the container inside which the transformed elements are located. If you need different viewpoints for different elements, then use multiple containers. In the examples above, the perspective and perspective-origin properties won't work if you specify values in the .box



Hexlet Experts

Are there any more questions? Ask them in the Discussion section.

The Hexlet support team or other students will answer you.

About Hexlet learning process

For full access to the course you need a professional subscription.

A professional subscription will give you full access to all Hexlet courses, projects and lifetime access to the theory of lessons learned. You can cancel your subscription at any time.

Get access
130
courses
1000
exercises
2000+
hours of theory
3200
tests

Sign up

Programming courses for beginners and experienced developers. Start training for free

  • 130 courses, 2000+ hours of theory
  • 1000 practical tasks in a browser
  • 360 000 students
By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions

Our graduates work in companies:

<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.bookmate">Bookmate</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.healthsamurai">Healthsamurai</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.dualboot">Dualboot</span>
<span class="translation_missing" title="translation missing: en.web.courses.lessons.registration.abbyy">Abbyy</span>
Suggested learning programs

From a novice to a developer. Get a job or your money back!

Layout Designer icon
Profession
New Under development beginner
Layout with the latest CSS standards
start anytime 5 months

Use Hexlet to the fullest extent!

  • Ask questions about the lesson
  • Test your knowledge in quizzes
  • Practice in your browser
  • Track your progress

Sign up or sign in

By sending this form, you agree to our Personal Policy and Service Conditions
Toto Image

Ask questions if you want to discuss a theory or an exercise. Hexlet Support Team and experienced community members can help find answers and solve a problem.